В школе издеваются над ребенком: какие бывают издевательства и что сделать, чтобы обидчик понес ответственность?

В современной школе проблема буллинга, или травли, стоит остро — по разным оценкам в различных детских группах ее жертвами становятся до 50% детей. Психолог Вячеслав Аманацкий объясняет, кто может стать жертвой травли в классе и как с этим бороться.

В школе издеваются над ребенком: какие бывают издевательства и что сделать, чтобы обидчик понес ответственность?

По мнению психологов, буллинг — это системная болезнь класса, вызванная тем, что при отсутствии четкой цели, способной сплотить коллектив, дети вынуждены сами искать то, что способно их объединить.

Часто объединяющим фактором становится именно травля другого, поэтому для белорусской школы, в которой обучение зачастую сводится к получению фиктивных оценок и посещению «обязательных» мероприятий, проблема буллинга стоит особенно остро.

Как выбирают жертву

Принято считать, что жертв буллинга выбирают по объективным причинам — должен быть какой-то повод. Действительно, ребенка могут дразнить за то, что он очкарик. Или рыжий. Или прыщавый. Или самый умный. Или самый глупый. Самый молчаливый. Самый навязчивый…

По сути, объектом насмешек может стать любая особенность ребенка. Существуют ли дети вообще без особенностей? Если да, то причиной издевательств может стать тот факт, что этот мальчик, в отличие от других, «самый обычный». Жертву могут дразнить даже за «отсутствующую» особенность — порой кличку «жирный» получает далеко не самый упитанный ребенок в классе.

«В начальной школе я носила брекеты. Помогло. Но кривозубой меня перестали называть только в лицее» (Нина).

По результатам исследований, жертвы травли более чувствительны к насмешкам, ярче («забавнее») реагируют на издевательства. Однако, скорее всего, это не причина буллинга, а ее закономерный результат. Если ребенок уже стал изгоем, советы «не обращай внимания» или «им надоест, они отстанут» принесут только вред. Не надоест и не отстанут. Напускная невозмутимость только раззадорит мучителей.

Стать жертвой травли может абсолютно любой ребенок. И чаще всего причина не в особенностях детей, а в случайном стечении обстоятельств.

Виды буллинга

Основных видов травли четыре. И в большинстве случаев они чередуются и дополняют друг друга.

Физические издевательства могут варьироваться от «невинных» тычков до самого жестокого избиения. В представлении родителей именно они являются наиболее опасными. Однако физическое насилие заметно — и это повышает шансы того, что ребенку в итоге помогут.

Поэтому, чтобы не оставлять улик, мучители могут использовать эмоциональный, или психологический буллинг. Как и в случае физического насилия, диапазон психологического воздействия очень широк — от распускания грязных слухов про жертву до коллективного игнорирования.

В школе издеваются над ребенком: какие бывают издевательства и что сделать, чтобы обидчик понес ответственность?

Эмоциональный буллинг часто путают с обычной непопулярностью в классе. Однако невнимание и презрение — абсолютно разные вещи. С непопулярным ребенком общаться неинтересно, с отверженным — опасно: можно оказаться на его месте.

«На день святого Валентина у входа в школу раздавали сердечки с номерами, чтоб каждый нашел себе пару. Кто найдет — тому конфеты. Получилось, что у мальчика из моего класса был один номер со мной. Узнав об этом, он демонстративно порвал свое сердечко» (Мария)

«Серая мышка» может привлечь внимание интересным увлечением, учебными успехами, новыми гаджетами. Затравленному это принесет только вред. Его положение схоже со статусом задержанного из криминальных сериалов — все, что он сделает, будет использовано против него.

«Новый телефон? Родители хотят, чтоб ты чувствовал себя менее ущербным?». «Какое красивое платье! Обидно, что на тебе оно висит как на пугале».

Это — словесная травля. Обесценивание. И обесценить можно абсолютно все. Если мальчик займется плаванием, все станут спрашивать, не жмет ли ему «купальник». Займется боксом — будут на каждой перемене «учить держать удар». Если девочка вместо очков станет носить линзы, одноклассницы очень «расстроятся», заявив, что очки хотя бы скрывали ее «кривоносость».

Словесная травля легко превращается в кибербуллинг — издевательства в интернет-пространстве.

Для современных детей информационное пространство куда более реально, чем для их родителей — но интернет-травля к тому же происходит онлайн.

Нельзя отдохнуть от хулиганов дома — ребенка могут преследовать практически круглосуточно, поддерживая жертву во взвинченном состоянии до следующего учебного дня.

В погоне за статусом

Как показывает практика, вовлеченным в травлю оказывается весь класс.

В роли зачинщика обычно выступает главный хулиган класса, но им может стать даже круглый отличник, находящийся на очень хорошем счету у учителей и дирекции. Особенностью зачинщика является высокая и часто неадекватная самооценка.

Он полностью удовлетворен общением и считает, что его статус среди одноклассников высок — ведь чтобы не стать новой жертвой, другие дети подобострастно «уважают» зачинщика.

Результаты анонимных исследований, однако, показывают: преследователь — это последний человек, с которым большинство детей на самом деле хотело бы общаться.

В школе издеваются над ребенком: какие бывают издевательства и что сделать, чтобы обидчик понес ответственность?

Также зачинщик считает себя слишком добрым (!), и эта иллюзия не исчезает даже в том случае, если агрессору непосредственно указывают на его жестокие действия. Классическое оправдание зачинщика — «если бы не я, жертве было бы куда хуже».

Однако травля — это не конфликт между зачинщиком и жертвой. В конфликте силы примерно равны. В случае травли наблюдается значительный дисбаланс, который достигается за счет помощников преследователя.

Как и предводитель, они имеют крайне низкий реальный статус в классе. Но, в отличие от зачинщика, c его приспешниками водиться никто не хочет в открытую, что делает их еще более жестокими. В конечном счете именно помощники принимают непосредственное участие в травле, тогда как их босс лишь разрабатывает план унижения жертвы.

При буллинге нарушается нормальное развитие жертвы: снижается самооценка, возникают тревожность и депрессивные мысли. Однако привычка преследователей решать все вопросы силой — это тоже нарушение адаптации. Как показывает практика, повзрослев, эти дети составляют основной контингент тюрем в большинстве стран мира. В конечном счете буллинг приносит вред и им.

У жертвы порой есть и защитники. Чаще всего ими становятся эмоционально зрелые дети, которые искренне сопереживают изгою и готовы вмешаться в ситуацию, если насилие переходит всяческие границы. Их участие (даже обычная эмоциональная поддержка) очень значимо, но есть и обратная сторона — если жертве нужны «адвокаты», это может стать еще одним поводом для насмешек.

Помощники жертвы обладают одним из самых высоких статусов в классе — именно он помогает защитникам время от времени вступаться за жертву, не становясь в свою очередь объектом травли.

Однако большая часть класса остается сторонними наблюдателями, не поддерживая буллинг, но и не препятствуя ему. Порой бездействие вызвано тем, что они боятся оказаться на месте жертвы. Однако наблюдатели могут даже одобрять травлю, так как постоянные издевательства над другим учеником поддерживают самооценку «немых» участников травли.

«У нас в классе была одна девочка. Сама в травле не участвовала. Но когда били „Сереженьку“, всегда подходила и молча с улыбкой смотрела. Выглядело жутковато» (Максим)

Дети, которые «ни при чем», тоже страдают от буллинга. Видя, на что способны их одноклассники, немые свидетели боятся, что уже завтра ветер в классе поменяется и роль жертвы придется играть им.

 Такие дети, даже обладая способностями, стараются «не высовываться» на уроке и остаются на позиции середнячка.

Кроме того, роль свидетелей приводит их к патологической боязни публичного осуждения, которая может серьезно помешать самореализации во взрослой жизни.

Роль учителя

О роли учителя в школьной травле существуют два противоположных, но одинаково вредных мифа. Первый — учитель ничего не знает о буллинге, поэтому с него взятки гладки. Второй — учитель прекрасно понимает, что происходит в классе, и разберется без участия родителей.

Первый миф поддерживают сами учителя. Если мама ребенка придет в школу и пожалуется классному на травлю, в большинстве случаев тот сделает вид, что впервые об этом слышит. Однако, как показывают исследования, педагоги не только прекрасно осведомлены о травле, но и способны описать реальную структуру класса лучше, чем психологи, вооруженные самыми точными методиками.

Однако вопреки второму мифу менять ситуацию учителя не стремятся. Более того — порой педагоги сами участвуют в травле ребенка. Унизительно комментируют ответ жертвы. Ставят более низкую оценку. «Не замечают», как ребенка шпыняют в школьном коридоре. Казалось бы, мелочь, но агрессоры понимают — учитель «свой».

«Чтоб не убежал, они сдвигали парты и прижимали меня к стене. Однажды это заметила англичанка и отругала их за порчу школьного имущества. На меня ей было фиолетово» (Олег)

Подобное поведение в большей степени характерно для молодых педагогов.

В ситуации, когда зарплата учителя стремится к уровню бюджета прожиточного минимума, а о престиже профессии просто неудобно говорить, пассивное участие в травле жертвы — это один из немногих способов поднять свой авторитет у остальной части класса.

Однако и опытные педагоги не гнушаются буллингом — ведь в отсутствие реальной цели травля жертвы действительно помогает сплотить детей. Учителя младших классов, способные сами обозначать жертву, используют угрозу унижений как дополнительную нагрузку к плохой оценке.

Иногда учителя настраивают против ребенка не только класс, но и родителей, которые пришли разобраться с ситуацией. Чаще всего это подается в красивой обертке: «Ваш ребенок такой умный (тонкий, ранимый, талантливый) — его неизбежно будут травить обычные дети». Верить этому нельзя — учитель не хвалит ребенка, учитель выгораживает себя.

Однако порой педагоги напрямую обвиняют родителей в том, что они не научили сына «взаимодействовать с коллективом». В этом случае учителю стоит напомнить, что коллектив — это группа, нацеленная на решение общественно полезных целей, например, обучения.

А класс, в котором основной целью является травля жертвы, не может называться коллективом.

«Наш классный руководитель хороший, он такого делать не будет», — думают многие. К сожалению, не факт. Даже хорошие учителя порой опускаются до травли. Часто неосознанно затравленный ребенок поневоле вызывает у многих педагогов отторжение.

«Больше всего я ненавидела, когда мама приходила с родительского собрания и говорила бабушке с дедушкой, как же „нам“ повезло с классной руководительницей.

А эта замечательная классная очень любила шутить на тему того, что деловой стиль одежды подходит всем, кроме меня, потому что на мне все как на корове седло» (Алина).

Однажды мама все-таки отпросилась со своего завода к «заслуженному учителю», который вел продленку. Маме было сказано «Ваша дочь — слишком упрямая, и ее надо ломать».

Разумеется, к мнению учителей можно, а в некоторых случаях нужно прислушиваться. Но для родителя на первом месте должны быть не интересы «коллектива», а чувства его собственного ребенка.

Что делать

В школе издеваются над ребенком: какие бывают издевательства и что сделать, чтобы обидчик понес ответственность? Анжелика Василевская, TUT.BY

Универсальных рецептов того, как справиться с травлей в школе, не существует. Однако важно помнить: нет детей, которых травят, есть классы, в которых любой может подвергнуться издевательствам. Нельзя обвинять ребенка, называть его слабаком, подзуживая дать сдачи. Не поможет. В лучшем случае жертву перестанут избивать — однако никто не помешает обидчикам обзываться или незаметно портить вещи ребенка. Но скорее всего, попытка отпора просто сорвет обидчикам всякие тормоза. Совет не обращать внимания может помочь на стадии, когда класс только выбирает жертву — в этом случае есть шанс попасть в категорию наблюдателей (однако их роль тоже незавидна).

Читайте также:  Камеры фиксации нарушений ПДД: виды и модели устройств, а также их диапазон и частота работы, что они регистрируют и можно ли пользоваться частными вариантами?

Травля — это болезнь класса, и решать ее нужно системно. Если учитель адекватный — можно обратиться за помощью к нему. Но адекватный — не вежливый, не хороший предметник, а тот, который готов реально разобраться с проблемой.

Порой удается найти поддержку у других родителей. На вашей стороне могут быть мамы и папы других жертв, их защитников, порой — сторонних наблюдателей. Помощь может прийти и с самой неожиданной стороны — нередко родители зачинщиков приходят в ужас, когда узнают, чем их чадо на самом деле занимается в школе.

Если поддержка найдена, с классом придется работать комплексно. Как именно — хорошо расписано в статье психолога Людмилы Петрановской. Важно помнить: чем раньше удастся определить проблему и начать работу, тем больше шансов на успех. В младшей школе авторитет взрослого выше, а отношения в классе более пластичны.

Если решить проблему не получилось, лучше перейти в другую школу. Однако нельзя превращать это в бегство. «Где не будут бить» — плохой мотив. Нужна уважительная причина — перевестись в заведение с более высоким уровнем педагогов, или хорошим спортзалом, или эстетическим уклоном. Лучше всего, если ребенок сам выберет школу в соответствии со своими интересами.

«Не могу сказать, что в началке меня прямо травили, но помню, что отношение одноклассников было лучшим мотивом, когда поступала в гимназию» (Света)

К переводу следует подготовиться. Часто затравленные дети, попадая в новый класс, по привычке воспринимают даже самые доброжелательные шутки одноклассников как угрозу и избегают общения. Это не сделает ребенка изгоем — однако роль серой мышки тоже не самая завидная.

За помощью лучше обратиться к психологу — простые наставления вряд ли помогут. Можно обратиться к частному или государственному специалисту.

А можно — к психологу в той школе, в которую ребенок собирается перейти. Тянуть с визитом не следует: психологическая травма — не насморк, и за один сеанс не лечится.

Кроме того, хорошо, если психолог будет работать с ребенком и в период адаптации в новом коллективе.

Стоп буллинг: что делать, если ребенка оскорбляют в школе?

Насмешки и издевки одноклассников вполне заурядное, хотя не сказать, что нормальное явление. Одно дело, когда подтрунивание происходит изредка, в шутливой форме и ребенок при этом не ощущает дискомфорта. Хотя о последнем точно может знать только сам школьник.

Куда хуже, если издевки и насмешки переходят в издевательства, систематические оскорбления и даже физическое воздействие, а ребенок просто становится объектом травли.

Причем причин такому поведению одноклассников и сверстников вообще может быть масса: «он бедно одевается, у него нет модных гаджетов, его родители не состоятельны, он не посещает школьные вечеринки» и так далее.В школе издеваются над ребенком: какие бывают издевательства и что сделать, чтобы обидчик понес ответственность?

Для многих взрослых, в том числе и для педагогов такое положение вещей зачастую не является чем-то таким, на что нужно было бы обратить серьезное внимание. Но, давайте посмотрим на некоторые итоги такого школьного обращения:

  • Дорогомиловская школа, февраль 2019 года – драка между школьницами закончилась тем, что две из них были госпитализированы с закрытой травмой живота, еще одна с сотрясением головного мозга и черепно-мозговой травмой. Дети учатся только в третьем классе.
  • Москва, ноябрь 2018 года – 15-летнего школьника жестоко избили 3 сверстника, и засняли все на видео.
  • Подмосковье, школа в Ивантеевке, 2017 год – школьник из пневматического оружия открыл стрельбу по одноклассникам. Пострадали 4 ученика и учительница.

Это самая малая часть случаев, которые происходят в учебных заведениях.

Возможно, не везде причиной грубого поведения школьников становится их травля сверстниками, но зачастую именно психологическая травма приводит к столь ужасающим последствиям.

А ведь предотвратить все это можно взрослым – родителям, которые будут внимательно относится к своему ребенку и учителям, которые добросовестно будут выполнять свои обязанности.

Что делать, если ребенка обижают в школе, какова ответственность несовершеннолетних за издевательства и как не допустить трагического развития событий – об этом далее и поговорим.

Как понять, что у ребенка проблемы в школе?

К сожалению, не у всех детей и родителей создаются доверительные отношения, а потому при конфликтных ситуациях в школе или просто между сверстниками, ребенок, скорее всего промолчит.

В школе издеваются над ребенком: какие бывают издевательства и что сделать, чтобы обидчик понес ответственность?

Явными признаками того, что оскорбляют ребенка в школе может быть следующее:

  • Ребенок не хочет идти в школу, причем ранее такого за ним не замечалось. Школьник может искать любой повод, лишь бы остаться дома.
  • Ребенок приходит из школы в дурном настроении, подавленном состоянии.
  • Резко ухудшилась успеваемость.
  • Часто «теряет» личные вещи, в том числе и карманные деньги.
  • Не редкими становятся случаи, когда ребенок приходит из школы в порванной, грязной одежде, могут присутствовать и ссадины.

В домашней обстановке поведение школьника также меняется: могут появляться черты характера, которые ранее ему были не свойственные, он становится замкнутым, молчаливым, на вопросы «как дела в школе» отвечает не охотливо.

Вообще, любые изменения в поведении ребенка не должны оставаться без внимания родителей. Чем раньше будет обнаружена проблема и предприняты меры для ее устранения, тем лучше.

Что делать, если ребенка действительно обижают в школе?

Такую проблему нельзя игнорировать, даже если по мнению взрослого, происходят безобидные вещи. В первую очередь нужно попытаться поговорить с ребенком «по душам». Возможно, понадобится консультация детского психолога.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

  • Телефон в Москве и Московской области: +7 (495) 266-02-45
  • Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области: +7 (812) 603-78-25
  • Бесплатная горячая линия по всей России: 8 (800) 301-39-20

Далее нужно начинать предпринимать меры:

  • Собираем доказательную базу: скриншоты переписки в соцсети, мессенджере, аудио и видео записи (если есть), свидетельские показания. Также нужно сохранить испорченные вещи ребенка. Если есть побои (даже если это мелкие ссадины), получить подтверждающую справку из медицинского учреждения.
  • Обращаемся в школу – к классному руководителю, директору. Оповещаем их о ситуации, требуем вызвать в школу родителей обидчиков. С ними также нужно провести беседу, но делать это надо только в присутствии учителя, директора.

Если такие мероприятия не помогли, и ситуация не разрешались, то:

Если и при этом дело не решилось должным образом, то обращаемся с заявлением в:

  • Департамент образования.
  • Прокуратуру.
  • Уполномоченному по правам человека в городе.

Последние мероприятия необходимы, когда ситуация уже более, чем серьезная и речь идет не об обычном школьном конфликте. Поэтому, на данном этапе:

  • Собираем доказательную базу самого инцидента и того, что были предприняты меры до суда: копии жалоб на имя директора школы, заявления в КДН, инспектору.
  • Обращаемся к юристу – с адвокатом вести такие дела гораздо эффективнее.
  • Подаем иск в суд.

В школе издеваются над ребенком: какие бывают издевательства и что сделать, чтобы обидчик понес ответственность?

Ответственность за буллинг

Большинство подростков, которые совершают противоправные (в том числе и с моральной точки зрения) действия относительно своих одноклассников, полагают, что не понесут за это ответственность. Но, так не считает Уголовный Кодекс РФ. Начиная с 14 лет, подросток может отвечать уже по таким статьям:

  • Статья 111 – умышленное причинение вреда здоровью, в том числе и психологическому.
  • Статья 213 часть – хулиганство.
  • Статья 112 – причинение вреда здоровью средней тяжести.
  • Статья 158 – кража
  • Статья 161 – грабеж.
  • Статья 162 – разбой.
  • Статья 163 – вымогательство.
  • Статья 167 часть 2 – умышленное повреждение чужого имущества.

С 16 летнего возраста в силу вступает ответственность и по таким статьям УК РФ:

  • Статья 110 – доведение до самоубийства вследствие жесткого обращения, систематического оскорбления, унижения чести и достоинства.
  • Статья 282 – унижение человеческого достоинства, возбуждение ненависти или вражды.
  • Статья 116 – нанесение побоев.
  • Статья 119 – угроза убийством.
  • Статья 128.1 – клевета, распространение заведомо ложных сведений.
  • Статья 117 – истязание физическое или психологическое.

В школе издеваются над ребенком: какие бывают издевательства и что сделать, чтобы обидчик понес ответственность?

Ответственность могут понести и учителя, если будет установлено, что они халатно относились к свои должностным обязанностям. Статья за халатность также есть в УК РФ.

И в заключение

Здесь было оговорена только юридическая сторона проблемы – подросткам нужно понимать, что за свои действия придется отвечать и не всегда только замечанием в школьном дневнике. Моральная сторона этого вопроса куда сложнее, чем то, что описано в УК РФ и КоАП РФ. Школьные травмы ребенка довольно часто приводят к серьезным психологическим проблемам во взрослой жизни.

Но, суть этой проблемы заложена как раз-таки во взрослых: их обязанность воспитывать своих детей. Родителям нужно понимать, что за действия своих детей отвечают они, и то, какие действия совершают их чада – также их зона ответственности.

Читайте также:  Побои средней тяжести по ст. 112 УК РФ: что это такое и как быть, если произошло их нанесение? Привлечение к административной и уголовной ответственности

Что должны делать родители, если ребенка травят в школе

К сожалению, детская жестокость бывает на редкость изощренной и страшной. Справляться с ней нужно именно взрослыми методами — юрист и психолог рассказывают, что делать, если ваш ребенок столкнулся с издевательствами со стороны сверстников.

Ролан Быков открыл глаза многим родителям и ученикам, сняв знаменитый фильм «Чучело» с Кристиной Орбакайте в главной роли. Это история девочки Лены Бессольцевой, которая постоянно терпит издевательства от одноклассников. Ребята даже проводят ритуал под названием «Распятие Чучела».

Платье Лены надевают на пугало, а потом сжигают со словами «Чучело — предатель». Только у этого фильма все-таки хороший конец.

Бессольцевы покидают город, а на классной доске ребята пишут: «Чучело, прости нас!» Сегодня подростки стали более жестокими, а буллинг (дословный перевод — травля) становится серьезной проблемой, о которой психологи уже не говорят, а кричат.

«Это в 30 лет мы легко можем посмеяться в глаза обидчику. В 14 лет все воспринимается по-другому, а кличка Буратино обижает и ранит. В моей практике был случай, когда одноклассницы довели школьницу до нервного срыва из-за большой груди девочки: говорили, что она подкладывает вату в лифчик. История закончилась сменой школы, длительной работой с психологом».

Стать жертвой травли может любой подросток. Объектом насмешек и издевательств бывает не только застенчивый ботаник, но и активный ученик, борец за справедливость.

«Всегда объявляют бойкот тем, кто выделяется из толпы, — продолжает психолог. — Издеваться будут не только над девочкой из бедной семьи, которая носит старое мамино пальто и не пользуется дезодорантом, но и над необычно одетой школьницей с розовыми волосами и серьгой в носу. Устраивают темную любимчикам учителей, ябедам, но в то же время не любят честных и талантливых».

С агрессорами сложнее.

«Монстров могут воспитать родители, которые привыкли унижать и наказывать детей, — считает психолог. — Часто буллером становится тот, кто в семье является жертвой и терпит издевательства от старших.

Агрессорами могут стать подростки-одиночки, обделенные вниманием со стороны взрослых. Ребенок чувствует себя никому не нужным, накапливаются обида и злость, которые он потом вымещает на других детях».

По мнению психолога, схема любого издевательства схожа и проста.

«Агрессору прежде всего важна реакция жертвы, — рассуждает психолог. — Нельзя показать свою силу над теми, кто вас не боится и не замечает. Но не всегда у ребенка есть силы для борьбы и игнорирования тирана. Без помощи взрослых не обойтись».

Законная борьба

Если речь идет о буллинге, то всегда подразумевается травля в школе.

«Давайте разберемся, какая существует юридическая ответственность за издевательства подростка над своим сверстником, — комментирует юрист, специалист по семейному праву Ирина Волкова. — Понятно, что с 16 лет перед законом придется отвечать по-взрослому.

Часто агрессорами становятся те, кому 14 и меньше. С 14 лет наступает личная ответственность подростка лишь по некоторым пунктам Уголовного кодекса. А вот когда ребенку еще не исполнилось 14 лет, то всю ответственность за действия детей несут родители».

Если отец и мать хулигана явно не справляются со своими обязанностями, их можно привлечь по статье «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних».

Но для обращения в суд нужно иметь хорошую доказательную базу: скриншоты всех переписок с угрозами (желательно их заверить у нотариуса), показания свидетелей, справки о побоях, фото испорченных личных вещей. Хорошо, если есть диктофонная запись.

Учтите: записывающее устройство должно быть отечественного производства.

Все-таки юрист советует постараться избежать судебных разбирательств, потому что в реальности единственная мера наказания для несовершеннолетнего — это выплата родителями штрафов (100–200 тысяч рублей) и постановка на учет в комнату полиции трудного подростка.

«Прежде чем бежать к адвокатам, постарайтесь воздействовать на малолетнего тирана через школу, — продолжает юрист. — Начинайте с разговора с классным руководителем. Если он не реагирует, пишите жалобу директору школы».

  • Если реакции нет и от директора, пишите сразу три заявления:
  • — в комиссию по делам несовершеннолетних, которая находится в управах района;
  • — в совет школы;
  • — инспектору по делам несовершеннолетних.
  • Если и эти инстанции проигнорируют ваше обращение, тогда подавайте заявления уже выше: в прокуратуру, департамент образования, уполномоченному по правам ребенка.

«Желательно об инциденте рассказать в СМИ, чтобы привлечь общественность. Самое главное — вы должны всегда быть рядом с ребенком», — добавляет Ирина Волкова.

Реальный опыт

Рабочий кейс описала у себя на страничке в «Фейсбуке» одна из мам, над чьим ребенком издевались одноклассники при полном попустительстве со стороны учителей — те делали вид, что ничего не происходит. Наталья Цымбаленко собрала все доказательства безобразий, происходящих в школе, какие только могла.

Сперва поговорила с классной руководительницей и родителями обидчиков. Это ни к чему не привело, кроме как к серии оскорблений, но к этому мама была готова. Затем написала заявления с требованием разобраться в ситуации на имя директора школы.

Составила копии — одну отправила на адрес председателя Управляющего совета школы, другую отнесла в Управу своего района в Комиссию по делам несовершеннолетних.

«Записала номера входящих документов», — уточняет Наталья.

Затем она написала пост в соцсетях. Родители обидчиков сына Натальи по-прежнему отказывались идти на контакт: «Встретимся в суде!» Но в этот момент в школе зашевелились.

«Сперва председатель управляющего совета задал мне очевидный вопрос: „А вы не хотите забрать своего сына?“ Я честно запретила даже предлагать мне такие советы — этот кейс мы разберем с сыном до конца, а со школой еще и памятку напишем на тему буллинга. Процесс пошел», — пишет Наталья.

В школу пришла инспекция по делам несовершеннолетних. Были разговоры и с детьми, и с родителями особо агрессивных школьников. Одного особо отличившегося поставили на учет. Перед мамой и ее сыном извинились.

Наталья признает: было непросто. Ее сыну было очень страшно, тем более что поначалу агрессия в его адрес усилилась, были серьезные угрозы.

«Я звонила на каждой перемене, муж забирал Петю из школы. А еще я пообещала нанять им телохранителя, если угрозы хоть немного станут похожи на реальность. Но чем большую активность развивала школа (встречи, разговоры), тем больше класс понимал, что это все всерьез.

И успокоился», — говорит отчаянная мама. И резюмирует: «Ни один буллинг, ни одна травля не закончится, пока в нее не вмешаются взрослые, третьи силы. Пока травящие не поймут и не выхватят ответственности по полной.

Поэтому подключайте школу, департамент образования, полицию, прокуратуру».

Издевательства в школе | Как защитить ребенка

Жестокое обращение с детьми — это больше чем синяки и сломанные кости.

 В то время как физическое насилие сразу становится заметным, другие виды жестокого обращения, такие как издевательства в школе, могут оставлять глубокие, долго незаживающие раны и эмоциональные шрамы.

Как узнать, что над ребенком издеваются в школе? Советы родителям, как защитить ребенка от издевательств? Что делать если ваш ребенок хулиган?

По статистике в среднем одного из шести детей запугивают каждую неделю в школе. Это только известные случаи. Намного больше случаев остающихся не замеченными, потому что дети боятся рассказывать о них, боятся искать помощи.

К сожалению, запугивание, жестокость — это часть сегодняшней школьной жизни. Где к одним применяется форменная травля, а другие являются теми, кто это делает. Это происходит, когда кто-то чувствует себя сильнее другого, желая иметь над ним какую-то власть.

А издевательства — средство этого добиться.

Издевательства в школе, как об этом узнать родителям

Как заметить, что над ребенком издеваются? Что делать, если он держит втайне, происходящее с ним в школе? Хорошо, если вы случайно узнаете, что кто-то над ним измывается. А если не узнаете? Поэтому будьте внимательными и проницательными. Обратите внимание на изменения в ребенке, например, его настроение, поведение. Вот характерные признаки на что следует обратить внимание:

  • Нет желания ходить в школу с объяснениями что болен или плохо себя чувствует
  • Беспокойства от необходимости идти в школу
  • Агрессивность, особенно дома
  • Убегает с уроков
  • Заметны изменения сна (беспокойно спит)
  • Изменения бодрствования (замкнутость, нет желания идти поиграть на улице)
  • Дети, над которыми издеваются, имеют более высокий уровень стресса, тревоги, депрессии и болезней
  • О других детях говорит со страхом или ненавистью
  • Признаки физического насилия: ссадины, синяки, ушибы
  • Пропажа личных вещей, которых ребенок не может объяснить
  • Выпрашивание дополнительных денег с объяснением, что деньги, которые ему давали раньше, он потерял
  • Частые головные боли или колики в желудке

Ребенка обижают в школе: советы родителям, как его защитить

Когда издевательства в школе происходят с нашим ребенком, что мы можем сделать, чтобы защитить его? Первое, что приходит на ум — это пойти и сразу самому разобраться. Как? Некоторые говорят: пойду и «порву обидчика, как Тузик тряпку», но вряд ли так решишь проблему. Это не всегда надежный выход.  Давайте подумаем, как можно сделать это более правильно.

1. Стучитесь к сознанию учителей

Если вы подозреваете или есть подтверждение, что ваш ребенок подвергается насилию или травле — посетите школу. Не откладывайте это. Цель: выяснить знают ли учителя, что в школе, классе происходит настоящая травля детей.

Если знают, что предпринимают для защиты детей? Помните: учителя в состоянии контролировать и принимать меры по предотвращению дальнейшего насилия. Тесное сотрудничество родителей, учителей и детей может снизить вероятность  издевательств над детьми в школе.

Успешное сотрудничество родителей и учителей — это защита для детей.

2. Ни в коем случае не игнорируйте проблему

Особенно это касается родителей мальчиков. Категорически неправильно: 1) думать, что сын сам разберется, если хочет вырасти мужиком; 2) делать вид, что ничего не происходит с ребенком.

Читайте также:  Как забрать машину со штрафстоянки без страховки и что необходимо делать в случае отсутствия ОСАГО, а также если авто нет на месте?

Подумайте, что ситуация, возможно уже критическая, вышла из-под контроля и он просто не в состоянии сам справиться.

А промедление родителей с помощью и поддержкой в этом случае может привести к плачевным результатам.

3. Не поощряйте ребенка учиться мстить обидчику

Ошибка думать, что, например, мой сын очень добрый поэтому над ним издеваются. Значит ему нужно научиться давать сдачи, постоять за себя. Такой подход может привести к еще большим проблемам.

Часто издевающиеся над другими не делают это в одиночку. Делают толпой, демонстративно. Поэтому месть обидчику может привести к еще большим издевательствам, побоям со стороны толпы.

Известны случаи, когда это даже заканчивалось летальным исходом.

4. Научите ребенка противостоять хулигану

Как отвечать, как возражать, как контролировать свои чувства: страх или гнев. Это один из наиболее важных навыков, которому вы можете его научить. Показывая хулигану или задире свой страх или гнев, ребенок способствует издевательствам и травле над собой. Но, показывая обидчику, что не боишься и решительно настроен, не идти на поводу у него, скорее всего, ты побудишь задиру отстать.

Но как ребенку противостоять задирам не показывая страха, когда его постоянно запугивают? Рецепт один — учиться, не реагировать на «провокацию» в виде насмешек, колкостей, подножек. Ведь цель этих провокаций — спровоцировать конфликт. Если отвечать на них, оскорблениями, слезами, дракой, это только усиливает желание хулигана продолжать так действовать.

Умение промолчать или остроумно ответить обезоруживает обидчика. В таких случаях трудно запугать того кто не реагирует на провокации. По «иронии жизни» замечен такой факт: научившись противостоять обидчику, ты учишь его, тебя уважать!

5. Объясните, что попросить помощь у родителей или учителей, это — не трусость, а благоразумие

В моей практике был ребенок, который не просил помощь отца, который всегда твердил, что сын должен расти мужиком и уметь сам разбираться с обидчиками. Однажды для ребенка это закончилось плачевно. Травма позвоночника. Поэтому объясняйте ребенку, что важно искать помощи у взрослых.

Заверяйте его, что вы открыты для помощи в любое время. Договоритесь, чтобы ребенок звонил вам, когда подозревает, что после уроков над ним могут издеваться. Заверьте сына / дочь, что вы обязательно постараетесь помочь, защитив их.

Ребенок чувствует себя уверенней, когда знает, что родители стоят за него горой и всегда будут его поддержкой. Маловероятно, что будут издеваться над уверенным ребенком, который при этом не скрывает свою уверенность в поддержке родителей. Такой ребенок не вписывается в рамки «хулиган-жертва», поэтому таких оставляют в покое.

Хорошее, открытое общение родителей с детьми уменьшает шансы хулиганов, задир издеваться над ребенком. Это увеличивает шансы ребенка вовремя получить родительскую помощь, если он стал жертвой хулигана.

6. Увлечение спортом, как одно из средств защиты

Это дает дополнительную уверенность ребенку в своей силе духа. Занимаясь спортом, ребенок ищет круг общения с аналогичными интересами. Таким образом, он учится: 1) не плясать под чужую дудку, не зависеть от мнения, поведения других; 2) учится социальным навыкам.

7. Поощряйте ребенка говорить о своих проблемах в школе

Объясните ему, что хотите знать о происходящем в школе, чтобы действовать в его интересах. Предложите вместе найти решение для борьбы с издевательствами. Выработать совместную стратегию, как он должен вести себя, сталкиваясь с травлей.

Пусть не стесняется вам рассказывать не только о себе, но и своих друзьях, если их обижают хулиганы. Поощряйте детей говорить со взрослыми, когда их запугивают, угрожают и не переживать о том, как сказать родителям об издевательствах в школе.

Иногда ребенок стыдится или боится рассказать об этом, имея даже хорошие отношения с родителями. Возможно, он не хочет приходить домой со своими проблемами и расстраивать родителей. Замечая это, говорите с ребенком.

Заверяйте ребенка, что любите его, хотите внимательно его выслушать и понять трудности ребенка. Искренне желаете ему помочь.

Заверяйте, что он вас не напрягает своей проблемой, наоборот, дает вам возможность позаботиться о нем.

Запомните, что травля, насилие, для ребенка может быть гораздо тревожней, чем его успеваемость в школе

При этом важно быть очень осторожным, чтобы «не наломать дров», не сделав ребенку еще хуже. Тогда он может чувствовать себя беспомощным, неспособным противостоять обидчику. Так как издевательства в школе над ребенком вызывают у него страх и стресс, то чрезвычайно важно, чтобы дети не просто знали, а ЧУВСТВОВАЛИ, что ВЫ их поддерживаете и понимаете ситуацию.

8. Иногда полезно самим поговорить с задирами или их родителями

Спокойно, без криков, объясните им какие меры вы предпримите в следующий раз, если задира не прекратит издеваться над вашим ребенком. Пусть они точно знают, что вы будете бороться за безопасность своих детей. Пусть знают, что эта ситуация теперь уже под вашим личным контролем. Поэтому в их интересах прислушаться к вам, пойдя на сотрудничество.

9. Возможно, придется ограничить время присутствия ребенка в соцсетях

Чтобы ограничить возможность другим угрожать вашему ребенку, через онлайн. Невозможно запугать того кто не сидит в интернете.

10. В тяжелых случаях не медлите сменить школу

Что важно помнить родителям, когда над их ребенком издеваются хулиганы

  1. Узнав об издевательствах над ребенком в школе, вы столкнетесь с двумя видами эмоций — вашего ребенка и собственной реакции.

    Инстинктивно вы хотите защитить свое дитя, поэтому чьи-то издевательства над ним могут вызвать у вас бурю негативных эмоций: гнев, ярость, месть. Реакция ребенка может быть совершенно противоположной родительской, например — апатия, молчание, стыд.

  2. Научившись контролировать свои эмоции и понимая детские, вы сможете найти правильное решение и наилучшим образом помочь ребенку. Это поможет вам предотвратить травлю вашего ребенка.

    Также вы подадите ему хороший пример, который поможет ему в будущем стать хорошим родителем для своих детей. Главное — действуйте, не медлите. Важно помочь ребенку, защитив его. В этом прямая обязанность родителей.

Что делать если ваш ребенок хулиган

Дети хулиганы? Может показаться, что это нечто устаревшее. Этого сегодня нет. Но, хулиганы живы и здоровы! Они на троллейбусных остановках; в классе вашего ребенка, или в школе; в соцсетях, смартфонах ваших детей. Издевательства, запугивания в школе становятся большей проблемой, чем раньше. Оно усугубляется еще такой проблемой, как киберхулиганство, кибериздевательства.

Хулиганы считают, что издевательства и травля над другими детьми предоставляет им признание. Но часто это является прямым путем к преступной деятельности в будущем или плачевным результатам для себя.

Признаки хулигана

  • Ребенок считает, что большинство проблем успешно можно решить только насилием
  • Проявляет агрессию по отношению к взрослым и детям
  • Желание доминировать над другими детьми любыми возможностями
  • Легко впадает в разочарование
  • Показывает мало сочувствия к тем, кого обижают, или тем, кто испытывает проблемы
  • Было замечено издевательство над животными

Применимо к этой статье хулиган — тот, кто запугивает, издевается над другими детьми. И вот представьте себе, что получаете со школы звонок от директора, который просит вас повлиять на своего отпрыска. Вы узнаёте, что ваш ребенок хулиган, обижает других. Ваша реакция? Кричать на ребенка, угрожать ему, «всыпать по самое не хочу» или просто проигнорировать? Согласитесь, что все эти варианты неверны и неэффективны.

Начните с себя

Помните, травля детей в школе, совершаемая вашим чадом не появляется случайно. Как правило, это может быть реакция на происходящее дома. Своего рода внутренний протест, выливающийся в издевательства над детьми.

Обычно хулиганами становятся дети, где в семьях неправильные методы воспитания, общения. Оскорбления, крики, ругань, побои — норма поведения родителей или одного родителя. Это становится нормой подражания для детей в таких семьях. Поэтому желая помочь ребенку  исправить свое поведение, стоит начать с себя. Начать со своего поведения, общения.

Запомните, хорошее поведение в школе начинается с хорошего поведения и обстановки дома.

Поговорите спокойно с ребенком. Постарайтесь узнать у него, что происходит. Почему он так себя ведет?  Объясните ему, что вам очень неприятно узнать о его поведении. Но вы готовы ему помочь измениться. Обещайте, что сами проведете изменения в своей семейной жизни. Никогда не забывайте о последствиях издевательств в школе над детьми хулиганами и задирами.

Заключение

Издевательства в школе над детьми могут привести к серьезным последствиям, затрагивающим чувства детской безопасности и самоуважения. В тяжелых случаях издевательства приводили к трагедиям, таких как самоубийство и убийства в школе.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *