Критерии здоровья: понятие и его содержание, оценка основных показателей, влияющих на психическое и физическое состояние человека по мнению ВОЗ, а также определение важнейших критериев «благополучия», и факторы, оказывающие вред для организма

Факторы, влияющие на здоровье детей и подростков.

По определению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, Нью – Йорк, 22 июля 1946год), «здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

По существу – это идеал, к которому мы должны стремиться. В последние годы в мировой научной литературе широко обсуждается новая концепция здоровья.

По новой концепции здоровья – это состояние равновесия (баланс) между адаптационными возможностями (потенциал здоровья) организма и условиями среды, постоянно меняющимися.

Более полным является определение, данное академиком В.П. Казначеевым: «здоровье индивида – это процесс сохранения и развития психических, физиологических, биологических особенностей человека, его оптимальной трудовой способности, социальной активности при максимальной продолжительности активной жизни»

Здоровье человека связано практически со всеми сферами его жизнедеятельности. Изменения в любой из них напрямую или опосредованно  влияет на психосоматический уровень здоровья.

  Поэтому здоровье  является гармоничным единством  биологических и социальных качеств человека, позволяющих ему адаптироваться к условиям макро- и микросферы, а также вести продуктивную в социальном и экономическом плане жизнь.

Если состояние всех факторов, определяющих здоровье, принять за 100%, то по доли их влияния на наше здоровье они распределяются в следующих соотношениях:

1. генетический фактор – 20% (физическое здоровье – 10%, психическое здоровье –10%); 

  1. экологический фактор – 20% (экзоэкология – 10%, эндоэкология – 10%);
  2. образ жизни – 50% (материальные условия труда и быта – 20%, поведение, режим жизни, привычки – 30%);
  3. медицинский фактор – 10%.

Цифры естественно среднестатистические, лишь ориентирующие врача общей практики.

Наследственность, экология, образ жизни и здравоохранение – главные факторы,       определяющие продолжительность нашей жизни.

Генетический фактор предопределяет здоровье до рождения человека, он очень нежный и легко раним, особенно на начальном этапе формирования организма (первый триместр беременности), когда происходит закладка органов и систем.

Повреждающими факторами могут стать острые респираторные инфекции, интоксикации табачным дымом или алкоголем, неполноценное питание, прием лекарственных препаратов, ионизирующее излучение и многое другое.

Влияние наследственных факторов может стать причиной генетических аномалий.

Экологический фактор в период внутриутробного развитияподразделяется на две составляющие, внутреннюю – организм матери и внешнюю – окружающяя среда.

Здоровье плода и новорожденного зависит в первую очередь от здоровья матери и отца, а во-вторых от условий жизни в которых он был зачат, растет и развивается.

Загрязненная среда обитания, воздействие электромагнитных полей, снижение физических и увеличение психических нагрузок, не соблюдение режимных моментов сна и бодрствования оказывают существенное негативное воздействие на здоровье человека.

Медицинский фактор складывается из профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Первичная профилактика самая результативная и заключается в выборе  принципов здорового образа жизни каждым человеком  и реализации их на протяжении  всего жизненного цикла.

Образ жизни является самым важным, определяющим здоровье человека. Согласно определению Ю. П.Лисицына

«Здоровый образ жизни – активная деятельность человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья»

Из данного определения следует:

1. Человек сам ответственен за свое физическое, психическое и социальное благополучие.

2. Человек должен обладать определенными знаниями по сохранению и укреплению своего здоровья.

Критерии здоровья: понятие и его содержание, оценка основных показателей, влияющих на психическое и физическое состояние человека по мнению ВОЗ, а также определение важнейших критериев «благополучия», и факторы, оказывающие вред для организма

Важным элементом образа жизни в современных условиях является осознанное отношение человека к здоровью, как к наивысшей ценности, что определяется в свою очередь уровнем культуры.

Культура здоровья формируется  в процессе воспитания и образования и выражает отношение к самому себе, к обществу, природе.  Основными компонентами здорового образа жизни  по Лисицыну Ю.П.

, о чем более подробно будет изложено в следующих главах, являются:

  1. Активная жизненная позиция.
  2. Позитивное психоэмоциональное отношение в коллективе и семье.
  3. Отказ от психоактивных веществ.
  4. Сбалансированное здоровое питание.
  5. Двигательная активность.
  6. Правильное сексуальное поведение.
  7. Личная гигиена.
  8. Медицинская активность.

Формирование здорового образа жизни имеет целью совершенствование условий жизнедеятельности человека на основе его грамотности, обучения гигиеническим навыкам, знании основных факторов, ухудшающих его здоровье. Переход организма человека из состояния здоровья в промежуточное состояние, а затем в болезнь чаще всего  происходит под влиянием факторов риска.

https://www.youtube.com/watch?v=JIpt-C4FqxU

Факторы риска заболеваний — это фак­торы, отрицательно влияющие на здоровье. Они благоприятствуют возникновению и развитию болезней, вызывают патологичес­кие изменения в организме. В  настоящее время   различают  около  200 факторов  риска, приводящих к развитию хронических неинфекционных заболеваний, которые оказывают самое значительное влияние на современного человека.

Среди них выделяют физи­ческие, химические, биологические, социальные, психологические, генетические факторы.

Всемирная  организация  здравоохранения   выделяет  7  ключевых  факторов   развития  предотвратимых  заболеваний:  артериальная  гипертония,  курение,   злоупотребление  алкоголем,  гиперхолестеринемия,  избыточная  масса  тела,  недостаточная  физическая  активность,  нерациональное  питание .

Теоретически, перечисленные факторы, являются  изменяемыми,   модифицируемыми,  а  на  практике население  России  является  популяцией  высокого  риска!

Ученые  считают,  что  те  смерти,  которые  обусловлены  образом  жизни,  поведенческими  факторами  риска,   на  50-70%  могут  быть  предупреждены.  Поэтому очень  важно  вовремя  выявлять  факторы  риска хронических неинфекционных заболеваний,  проводить  их  коррекцию,а также  предупредить  прогрессирование заболеваний уже имеющихся  и    развитие    осложнений.

Снижение  заболеваемости  и  смертности в России,  происходит  не  только  за  счет  современной диагностики  и  лечения  больных, но в   большей  степени  за  счет проведения  профилактических  мероприятий! Давно известно, что только лечебные  мероприятия  не  могут  изменить ситуацию.

Показатели индивидуального здоровья. Группы здоровья. Показатели популяционного здоровья.

В связи с функциональным подходом к здоровью человека возникает вопрос об оценке его состояния. Существующие качественные и количественные характеристики здоровья имеют довольно широкий диапазон.

Они отражают уровень жизнеустойчивости организма, широту его адаптационных возможностей, биологическую активность органов и систем, их способность к регенераци При оценке состояния здоровье в повседневной жизни, специалисты, пользуется субъективными и объективными критериями.

Субъективные критерии – настроение, сон, аппетит, наличие или отсутствие боли – недостаточно информативны, так как некоторые изменения в организме человека могут не сопровождаться какими – либо ощущениями.

С другой стороны, возможны явления, расцениваемые инвалидом как болезненные при фактическом отсутствии патологии, что характерно, например для психоэмоциональных расстройств.

Оценка состояния здоровья человека связана с понятием нормы. Норма- это система показате­лей состояния организма человека: его строения, структуры, функ­ций, которые находясь в заданных пределах, отражают само­чувствие человека как хорошее.Когда мы заболеваем, то обычно говорим, что плохо себя чувствуем.

 Объективным отражением нашего состояния являются показатели внутренней среды в каче­ственном или количественном выражении. Так, например, темпе­ратура тела у человека в норме составляет 36,6 °С, частота сердечных сокращений (пульс) у человека в норме составляет 70-72 удара в 1 минуту,

АД–140/90 мм рт. ст. и т.д.            Различают возрастные и индивидуальные нормы. Возрастная норма соотносится с измерениями в различных возрастных группах и вычислением среднего значения для каждой обследованной группы.

Полученное среднее значение для каждой возрастной группы принимается за стандарт нормы. Индивидуальная норма определяет учет половых, конституциональных признаков, профессии, места жительства, образа жизни и др.

 Трудность интерпретации объективных показателей состояния человека заключается в том, что нередко они не выходят за преде­лы нормы, но человек утверждает, что он болен. Или, напротив, все показатели свидетельствуют о заболевании, однако человек уверяет, что он совершенно здоров.

Состояние человека опреде­ляется не только объективными данными, но и эмоциональным или чувственным восприятием самого себя. Из этого можно сде­лать вывод о том, что понятие нормы как отражение внутренней среды организма не абсолютное, а относительное.

То, что для од­ного человека является отклонением от нормы, есть проявление болезни, для другого — проявление всего лишь одного из вариан­тов нормы. И в этом заключается одна из множества методических трудностей в постановке диагноза заболевания.

В настоящее время различают здоровье населения (популяционное здоровье) и здоровье индивида  (индивидуальное здоровье), групповое здоровье.

Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсут­ствию заболеваний, физическому состоянию и т. д. Групповое здо­ровье — здоровье отдельных сообществ людей: возрастных, про­фессиональных и т.д.

 Популяционное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых состо­ит общество, но не является суммой здоровья индивидуумов. Даже ВОЗ до сих пор не предложило краткого и емкого определения общественного здоровья.

«Общественное здоровье — такое состо­яние общества, которое обеспечивает условия для активного про­дуктивного образа жизни, не стесненного физическими и психи­ческими заболеваниями, т.е. это то, без чего общество не может создавать материальные и духовные ценности, это и есть богат­ство общества» (Ю.П.Лисицин).

 Экс­перты ВОЗ при выработке стратегии «здоровье для всех в XXI веке» выбрали такие показатели об­щественного здоровья: % ВВП, идущий на здравоохра­нение; доступность первичной медико-санитарной по­мощи; обеспеченность населения безопасным водо­снабжением; % лиц, подвергнутых иммунизации от инфекционных болезней; состояние питания детей, в частности, % детей, родившихся с низкой массой тела (< 2,5 кг); уровень детской смертности и средней про­должительности жизни; уровень грамотности взросло­го населения; доля ВВП на душу населения.

  1. В международной практике для описания общест­венного здоровья используют: комплекс демографических показателей: рождае­мость, смертность (общую, детскую, перинаталь­ную, младенческую, повозрастную), среднюю про­должительность предстоящей жизни;
  2. Показатели заболеваемости (общей, по отдельным возрастным группам, для инфекционных, хрониче­ских неспецифических заболеваний, отдельных ви­дов заболеваний, заболеваемости с временной ут­ратой трудоспособности и т. д.); показатели инвалидности (общей, детской, повозрастной, по причинам);
  3. Уровень физического развития.

Для оценки состояния здоровья населения используют три группы показателей: I. Медицинские — медико-демо­графические, заболеваемости и распространения болезней (бо­лезненность), инвалидности и инвалидизации, физического раз­вития населения. 

Читайте также:  Неоплаченные штрафы ГИБДД: чем грозит нарушение ПДД, сколько действует наказание, когда сгорают сроки и что будет, если вовремя не погасить задолженность?

II. Социального благополучия— демографическая ситуация, пока­затели факторов окружающей среды, образ жизни, уровень медицин­ской помощи. III.  Психического благополучия— заболеваемость психическими расстройствами, частота невротических состояний и психопатий и др.

Оценку здоровью человека осуществляют с использованием трех уровней – популяционного (общественного), индивидуального и группового.

Популяционный уровень здоровья согласно В.П. Казначееву представляет собой процесс социально – исторического развития психосоциальной и биологической жизнью населения в ряду поколений. Для определений популяционного здоровья используют следующие статистические показатели:

  • Общая численность населения;
  • Средняя продолжительность жизни;
  • Рождаемость;
  • Прирост населения;
  • Заболеваемость;
  • Инвалидность;
  • Смертность;
  • Миграция населения.

Индивидуальный уровень здоровья включает в себя физический и духовный, а также биологический и социальный аспекты. Выделяют следующие компоненты здоровья: генетический, физический, репродуктивный, психический и социальный. Все они равнозначны.

Для характеристики индивидуального здоровья применяют следующие показатели  по Р. И. Айзману (1996 г):

  • Наличие или отсутствие признаков болезней и дефектов развития;
  • Генотип (наследственные дефекты);
  • Уровень и гармоничность физического развития;
  • Уровень физической подготовленности;
  • Морфотип (тип конституции);
  • Функциональное состояние органов и основных систем организма в покое и при нагрузке;
  • Уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности;
  • Интегративные биохимические показатели.

Групповой уровень здоровья принято использовать для оценки здоровья школьников, студентов, а также взрослых, относящихся к конкретным профессиональным категориям.

 К критериям оценки состояния здоровья школьников, по С.М. Громбаху, относятся:

  • Наличие хронических заболеваний;
  • Уровень функционального состояния органов и систем;
  • Степень сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам;
  • Уровень достигнутого развития и степень его гармоничности

Первые три из перечисленных критериев пригодны для оценки здоровья людей любого возраста; в случае детей и подростков, организм которых находится в состоянии роста и развития, необходимо прибегнуть к четвертому критерию. Проведенный на основе этих критериев анализ здоровья детей позволил выделить среди них пять групп.

I – Здоровые дети и подростки не имеющие  морфофункциональных отклонений.

Для лиц, входящих в первую группу здоровья, учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких бы то ни было огра­ничений.

Педиатр осуществляет их профилактический осмотр в плано­вые сроки, а врачебные назначения состоят обычно из оздорови­тельных мероприятий, оказывающих тренирующее воздействие на орга­низм.

П – Здоровые дети и подростки имеющие, однако, некоторые функциональные или морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям. Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (так называ­емая группа риска), требуют более пристального внимания врачей. Дан­ный контингент нуждается в комплексе оздоровительных мероприятий.

  • Ш – Дети и подростки, страдающие хроническими заболеваниями, находящимися в состоянии компенсации (когда функциональные возможности систем сохранены).
  • IV – Дети и подростки с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации (когда функциональные возможности организма снижены).
  • V – Дети и подростки в стадии декомпенсации (дети — инвалиды), нуждающиеся в      специальных условиях обучения

Дети и подростки 3-й, 4-й и 5-й групп здоровья находятся на диспан­серном наблюдении у врачей разных специальностей, они получают ту или иную лечебную и профилактическую помощь, обусловленную име­ющейся патологией и степенью компенсации.

В детских учреждениях для них создается щадящий режим дня, удлиненная продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физичес­ких нагрузок и др.

При необходимости они направляются в специаль­ные детские и подростковые учреждения, где с учетом особенностей патологии целенаправленно проводится лечение и воспитание.

Анализ состояния здоровья школьников традиционно проводят с использованиям следующих показателей:

  • Индекс здоровья;
  • Уровень и гармоничность физического развития;
  • Группа здоровья;
  • Удельный вес детей с хроническими заболеваниями;
  • Удельный вес детей находящихся под наблюдением в диспансерах.

В заключении можно еще раз подчеркнуть, что здоровье человека является результатом проявления наследственных особенностей организма, воздействия окружающей среды и активности самого индивида.

Критерии здоровья: понятие и его содержание, оценка основных показателей, влияющих на психическое и физическое состояние человека по мнению ВОЗ, а также определение важнейших критериев «благополучия», и факторы, оказывающие вред для организма Последнее изменение: Вторник, 3 Сентябрь 2019, 15:18

Критерии и показатели здоровья

Тема 2. Здоровье как интегральная характеристика состояния индивида.

Вопросы:

1. Понятие здоровья, виды здоровья.

2. Критерии здоровья.

  • Источники информации для оценки здоровья.
  • Понятие здоровья, виды здоровья.
  • Понятие здоровье различными специалистами определяется по-разному.

Термин «здоровье» предполагает полноценное, абсолютное здоровье. Но абсолютно здорового человека в природе не существует. Существует значительное разнообразие представлений о том, что такое здоровье и как оно измеряется, о чем свидетельствует наличие более ста определений этого понятия.

Определения здоровья можно подразделить на функциональные, адаптационные, интегративные и др. С другой стороны, можно выделить медико-биологические, социальные и др. аспекты здоровья.

1)Функциональные определения связывают здоровье со способностью выполнения человеком и его организмом различных функций. Прежде всего, речь идет о биологических, физиологических и социальных функциях.

  1. C функциональной точки зрения под здоровьем понимается состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.
  2. Здоровьетакже определяется как:
  3. — динамическое равновесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды.
  4. — конкретное, качественно специфическое состояние человека, которое характеризуется нормальным течением физиологических процессов, обеспечивающим его оптимальную жизнедеятельность.

По В.П.

Казначееву (1978), здоровье – это процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни. Автор представляет здоровье человека как динамически изменяющееся естественное явление, совместное действие которых при особых условиях может обеспечивать продолжительную жизнь.

2) Наряду с функциональными существуют адаптационные определения здоровья.

Так, здоровье в обобщенном виде можно определить, как: умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам, болезням и повреждениям, сохранить себя, расширить свои возможности для полноценной жизнедеятельности, т. е. обеспечивать свое благополучие.

Перенапряжение защитно-приспособительных механизмов при воздействии на организм чрезвычайных раздражителей может привести к развитию болезни.

3) Некоторым общим итогом многолетней дискуссии в отношении понятийных аспектов здоровья стало определение, принятое в документах Всемирной организации здоровья (ВОЗ).

В уставе Всемирной организации здоровья1948 г.

здоровьеопределяется как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезни или физических дефектов».

  • Это определение можно назвать интеграционным, то есть, учитывающим различные аспекты здоровья, как целостного феномена.
  • Интеграционным можно назвать и следующее определение:
  • — Здоровье – комплексное, целостное, динамическое состояние организма, развивающегося в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социально-экономической среды.
  • Физическое, психическое и социальное благополучие человека связаны между собой.

Факторы социального благополучия позволяют индивиду поддерживать и сохранять во времени физиологические функции органов и систем организма. Социальное благополучие индивида определяется его способностью обеспечить себе оптимальные условия жизнедеятельности в обществе, а также способностью человека к оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

  1. Также, на здоровье человека существенное влияние оказывает окружающая среда, экологические условия жизни.
  2. Таким образом, феномен здоровья определяется:
  3. Функциональными характеристиками (здоровье как процесс сохранения, развития физических функций человека, его психических и социальных потенций);
  4. Адаптационными характеристиками (здоровье как умение человека и в целом – живого организма приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам);
  5. — Характеристиками социального благополучия человека и благополучия окружающей среды.
  6. Всемирный день здоровья отмечается ежегодно 7 апреля, Всемирный день психического здоровья – 10 октября.

Здоровье человека меняется с возрастом с момента рождения и до взрослого возраста. Лучшее здоровье у человека – в 20-25 лет.

Различают «здоровье» и «состояние здоровья».

Состояние здоровья – это степень приближенности к абсолютному здоровью. Между понятиями болезни и здоровья существует ряд переходных состояний.

Состояние здоровья человека может быть в трех состояниях: здоровье, предболезнь, болезнь.

Понятие здоровья претерпело значительную эволюцию, связанную со сдвигам в развитии эпидемиологической ситуации, получившими название эпидемиологических революций.

Основными достижениями второй эпидемиологической революции в развитых странах мира является сокращение до минимума (при современном уровне развития общества) смертности от основных хронических заболеваний, что привело к росту продолжительности жизни.

  • К наукам, изучающим здоровье, относятся: диетология, фармакология, биология,эпидемиология, психология (психология здоровья, психология развития, экспериментальная и клиническая психология, социальная психология), психофизиология, психиатрия, педиатрия, медицинская социология и медицинская антропология, психогигиена, дефектология и другие.
  • Виды здоровья.
  • Понятие здоровье может относиться как к отдельному индивиду, так и к популяции, человеческому обществу.
  • Индивидуальное здоровье человека рассматривается как естественное состояние организма, характеризующегося полной уравновешенностью с биосферой и отсутствием каких-либо выраженных болезненных изменений.

Популяционное (общественное) здоровье рассматривается большинством исследователей, как категория социально-экономическая, которая характеризует жизнеспособность общества, как социального организма. Соответственно, в основе оценки состояния здоровья населения лежит совокупность характеристик его воспроизводства, продолжительности и качества жизни.

  1. Выделяют следующие составляющие индивидуального здоровья:
  2. 1. Физическое здоровье:
  3. – текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма; совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов; способность противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам, болезням и повреждениям; максимальная адаптация к окружающей среде.
  4. 2. Психическое здоровье:

– состояние психической сферы и общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.

Под нормальным психическим здоровьем также понимают гармоничное развитие психики, соответствующее возрасту, возрастной норме данного человека.

Высокая умственная работоспособность – один из основных показателей психического здоровья и важный индикатор благоприятного функционального состояния организма в целом.

3. Нравственное здоровье:

– комплекс моральных ценностей, установок и мотиваций, характеризующих здоровую личность; система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Читайте также:  Проверка штрафов ГИБДД, оплаченных и еще нет: где узнать всю историю, как найти с помощью поиска в интернете и посмотреть, были ли уже погашены предписания и какие?

Нравственное здоровье – это моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Достигается нравственное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий.

4. Духовное здоровье:

–система духовных ценностей и убеждений. В немалой степени духовное здоровье обеспечивается верой. Во что верить и как верить – это дело совести каждого.

  • 5. Социальное здоровье:
  • – отражает уровень профессионального и социального благополучия, социально-экономические условия жизни человека.
  • В характеристике понятия «социальное здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.
  • 6. Репродуктивное здоровье:
  • – отражает уровень функционирования репродуктивной системы (количество зачатий рожденных детей), а также состояние здоровья рожденных детей.

Индивидуальное здоровье можно оценить качественно и количественно. Качественная оценка определяет уровень состояния здоровья. Количественная оценка проводится по комплексу показателей, которые характеризуют физическое, психическое и социальное здоровье.

  1. Критерии и показатели здоровья
  2. Анализ понятия «здоровье» в широкой перспективе осуществляется на основе различных критериев:
  3. биологический: биологическое благополучие – нормальная наследственность, полноценное функционирование органов, систем органов, всего организма;

– медицинский:физическое и психическое благополучие – телесная полноценность, нормальные психические и физиологические функции, отсутствие болезней и повреждений.

В основе медицинской оценки состояния здоровья человека лежит совокупность антропометрических, клинических, физиологических, биохимических показателей, определяемых с учётом пола, возраста и других характеристик индивида.

  • – экологический:отношение в системе «человек – общество – окружающая среда», характеризующее действие адаптационных и дезадаптационных факторов по отношению к организму;
  • – социальный:нормальное функционирование человека в обществе – активность, ответственность, труд, воспитание детей, семейное благополучие;
  • – демографический:относительная сбалансированность основных характеристик населения в целом и отдельных этнических групп – численности, рождаемости, смертности, плотности, общей заболеваемости и инвалидности;
  • – экономический:экономическое благополучие государства, семьи, отдельного человека в условиях стабильной обеспеченности трудовыми ресурсами, детерминирующей финансовые показатели;
  • – психологический:гармоничность личности на основе сформированности познавательных процессов – восприятия, внимания, мышления, памяти, духовной сферы, включая ее эмоционально – волевой аспект, и речи;
  • – педагогический:состояние, позволяющее получать от предыдущих поколений полноценный интеллектуальный, практический, эмоционально – ценностный опыт, необходимый для жизни, труда, творчества;

– культурологический:состояние, обеспечивающее усвоение опыта по сохранению здоровья и ведению здорового образа жизни на базе общечеловеческой, национальной, региональной культуры, основанное на осознании принадлежности человека к определенной культуре, принятии ее ценностей как своих, выборе культуросообразной модели жизни и поведения. Таким образом, сущность понятия «здоровье» представляется по разному, в зависимости от критериев, составляющих основу для его выражения.

Показатели и уровни оценки здоровья:

Структуру понятия «здоровье» можно анализировать в соответствии с рядом показателей и уровней оценки данного понятия.

Базовое представление о состоянии популяционного здоровья дает характеристика распространенности в населении болезней и смертей. То есть, здоровье определяется от обратного – через болезнь и ее последствия. Этот уровень является необходимым, но недостаточным и интерпретировать его результаты можно только в непосредственной связи отражения ими качества жизни.

  1. Сегодня существует целый ряд определений здоровья человека, которые, как правило, содержат следующие показатели здоровья:
  2. • отсутствие болезни;
  3. • нормальное функционирование организма в системе «человек – окружающая среда»;
  4. • полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;
  5. • умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;
  6. • способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
  7. Социальные показатели здоровья: рождаемость, смертность, продолжительность жизни.
  8. Первичные показатели здоровья населения:
  9. — Смертность (частота, временные и пространственные распределения).
  10. — Заболеваемость c кратковременной и длительной утратой трудоспособности.
  11. — Оценки функционального состояния и резервов адаптированности.

Второй уровень развивает понимание здоровья, как позитивного состояния, через самооценку людьми уровня благополучия: физического, психического и социального. Вспомогательными параметрами здесь могут быть доли лиц, охваченные оздоровительными программами, доли имеющих благополучные весо-ростовые показатели, доли не обращающихся за медицинской помощью и др.

Наконец, на третьем уровне здоровье рассматривается с позиций качества жизни, для чего используются оценки способностей людей решать жизненные проблемы. Оценке подлежат такие, например, характеристики как способность решать определенные комплексы проблем, типичных для повседневной жизни, постоянно в ней присутствующих и изменяющихся.

Индекс развития человеческого потенциала(признан мировым сообществом) определяется показателями – уровень жизни, образованность, долголетие.

Определение понятия и критериев здоровья

Дать общее определение понятию здоровья населения весьма сложно. Это понятие, с одной стороны, методологическое, философское, с другой — практическое, которое можно и следует использовать в повседневной деятельности медицинских работников.

Академик И.В. Давидовский отмечал, что понятие нормы и заболевания хорошо различает сам больной, наука же не дает четкого определения.

Известный английский естествоиспытатель и философ XIX в. Т. Гексли в свое время писал, что благодаря значительному прогрессу медицинских исследований практически больше нет ни одного здорового человека. Патолог В.В.

Пашутин более 100 лет тому утверждал приблизительно то же самое: «…идеальное здоровое состояние организма, то есть физиологическое, есть собственно фикция; такое состояние появляется в организме разве только временами».

Со времен Т. Гексли и В.В. Пашутина медицина сделала огромный шаг вперед, в том числе и в методах диагностики заболеваний. Таким образом, в отношении современных людей можно было бы утверждать, что среди них нет ни одного здорового. Но это совсем не так.

Если допустить, что почти каждый человек на земном шаре страдает наследственным или приобретенным заболеванием, то следует принять утверждение, согласно которому нормальным состоянием людей является болезненное.

В таком случае изучение влияния окружающей среды не имеет смысла, потому что здоровых людей вообще не обнаружится, у каждого при детальном обследовании можно найти те или другие функциональные или структурные отклонения от нормы.

Очевидно, что определение здоровья должно отображать что-то основное, существенное для организма. Это позволило бы однозначно ограничить круг больных людей и потом изучить, отчего они заболели, какие к этому привели факторы.

В настоящее время имеется очень много определений понятия здоровья. В научной литературе одновременно используют не только разные определения, но и различные подходы к их формулировке. Больше всего определений, рассматривающих здоровье человека как какойто функциональный оптимум, как гармонию всех частей организма. Такой подход имеет исторические корни.

Анализируя множество различных функциональных определений здоровья, А.Д. Степанов предложил считать здоровьем такое состояние организма, при котором он способен полноценно выполнять свои функции.

Весьма оригинальное определение здоровья дает В.П. Казначеев: «Здоровье — это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его жизни».

Некоторые исследователи рассматривают здоровье с точки зрения равновесия организма с окружающей средой. Этот подход тоже является не новым. Известный клиницист С П . Боткин еще в XIX в. писал, что «проявление жизни в состоянии равновесия его отправлений составляет нормальную или здоровую жизнь».

Примерно такая же трактовка здоровья человека приведена и в последнем издании Большой Медицинской Энциклопедии: здоровье — это «естественное состояние организма, характеризующееся его полной уравновешенностью с биосферой и отсутствием каких-либо выраженных болезненных изменений».

Существует целая группа определений здоровья, которые это понятие рассматривают как максимально возможный вариант состояния организма.

На таких максималистских позициях построено официальное определение ВОЗ, которое приведено в предисловии к ее уставу: «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».

Указанное определение до некоторой степени спорное. Во-первых, понятие социального благополучия субъективное, очень широкое и требует, в свою очередь, четкого определения.

Во-вторых, социальная полноценность человека далеко не всегда характеризуется количественными критериями и его биологическим состоянием. В-третьих, исходя из этого определения, практически невозможно отыскать здорового человека.

В практической деятельности врачей гигиенического и лечебного профиля чаще всего используется определение здоровья как среднестатистической величины. С помощью такого подхода характеризуется здоровье группы лиц, которые находятся в идентичных социально-экономических условиях.

Среднестатистическое истолкование здоровья (нормы) должно быть дополнено представлениями о том, что статистический интервал средней величины рассматривается как оптимальная зона, в границах которой организм не переходит на патологический уровень саморегуляции.

На данный момент определено большое число границ колебаний различных показателей организма, которые можно считать своеобразными критериями индивидуального здоровья.

Такой подход, но с учетом рекомендации ВОЗ о необходимости анализа при оценке здоровья еще и психологических, и социальных признаков, часто используется на практике.

Таким образом, основные положения комплексного подхода к здоровью как к среднестатистической величине можно кратко сформулировать так:

  • 1) состояние здоровья определяется у групп лиц с идентичными социально-экономическими условиями;
  • 2) здоровьем (нормой) считается состояние, которое встречается у лиц, входящих в 95% доверительный интервал популяции;
  • 3) доверительный интервал рассматривается как оптимальная зона, в пределах которой организм не переходит на патологический уровень саморегуляции.

Как видно из вышесказанного, существуют различные подходы к определению здоровья. Некоторые из них имеют свои положительные стороны и свои недостатки.

Практически же в каждом определении не учитываются важные стороны жизнедеятельности человека, группы людей, популяции в целом. Очевидно, какое-то единое, универсальное, достаточное для всех случаев жизни определение здоровья не может быть сформулировано.

Читайте также:  Какие нарушения ПДД фиксируют камеры видеофиксации: правила их работы в РФ, нюансы видеорегистрации несоблюдения правил дорожного движения по номеру автомобиля

Имеют право на существование различные определения, но использование каждого из них должно быть ограничено целью его применения.

Существует несколько понятий здоровья, имеющих разное содержание:

  1. 1) общепатологическое (философское), которое дает методологическую установку на трактовку понятий нормы (здоровья) и болезни у всякого живого организма (у растений, животных, людей) и из которого должны вытекать специальные определения здоровья;
  2. 2) популяционное (здоровье населения, группы людей, популяции);
  3. 3) индивидуальное.

При этом понятие индивидуального здоровья (отдельного человека) должно рассматриваться с двух позиций:

  • а) чисто теоретической — как максимально возможный оптимум для человека, к которому нужно стремиться в идеале, но которого практически невозможно достичь;
  • б) практической — как фактическая характеристика уровня здоровья конкретного человека, с помощью которой можно было бы каждому медицинскому работнику достаточно легко ответить на вопрос, здоров ли данный индивид.

Использовать то или иное из указанных понятий здоровья следует в зависимости от цели, которая стоит перед врачом-гигиенистом в каждом конкретном случае.

Если речь идет о здоровье коллектива, группы людей, популяции, необходимо применять определения популяционного здоровья; если необходимо поставить перед собой цель достижения максимального уровня здоровья каждого конкретного человека, используется понятие индивидуального, теоретически возможного уровня здоровья, и, наконец, для решения практического вопроса об отнесении конкретного индивида к категории здоровых или больных лиц, следует использовать определение индивидуального фактического здоровья.

  • Ниже приведены формулировки определений здоровья, которые наиболее часто используют при характеристике определенных понятий здоровья.
  • Общепатологическое понятие здоровья (норма) — интервал, в пределах которого количественные колебания психофизиологических процессов способны удерживать живую систему на уровне функционального оптимума (оптимальная зона, в пределах которого организм не выходит на патологический уровень саморегуляции).
  • Популяционное здоровье — условное статистическое понятие, которое достаточно полно характеризуется комплексом демографических показателей, уровнем физического развития, заболеваемостью и частотой преморбидных состояний, инвалидностью определенной группы населения.

Индивидуальное теоретическое здоровье — состояние полного социального, биологического и психического благополучия, когда функции всех органов и систем организма человека уравновешены с окружающей средой, отсутствуют какие-либо заболевания, болезненные состояния и физические дефекты. Индивидуальное фактическое здоровье — состояние организма, при котором он способен полноценно выполнять свои социальные и биологические функции. Для количественного описания уровня фактического здоровья индивида предложено много различных критериев, например:

  1. 1) функциональное соcтояние основных органов и систем (сердечно-сосудистой, дыхания, ЦНС, крови);
  2. 2) уровень физического развития и его гармоничность;
  3. 3) резистентность организма по отношению к неблагоприятным факторам окружающей среды (оценивается по частоте и продолжительности заболеваний за определенный период).

Психическое здоровье

Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья.

В Уставе ВОЗ говорится: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

Важным следствием этого определения является то, что психическое здоровье — это не только отсутствие психических расстройств и форм инвалидности.

Психическое здоровье — это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества.

Психическое здоровье имеет важнейшее значение для нашей коллективной и индивидуальной способности в качестве разумных существ мыслить, проявлять эмоции, общаться друг с другом, зарабатывать себе на пропитание и получать удовольствие от жизни. Учитывая этот факт, укрепление, защита и восстановление психического здоровья могут восприниматься индивидуумами, сообществами и содружествами во всем мире как действия, имеющие жизненно важное значение.

Детерминанты психического здоровья

Уровень психического здоровья человека в каждый данный момент времени определяется многочисленными социальными, психологическими и биологическими факторами. Так, например, насилие и устойчивое социально-экономическое давление признается фактором риска для психического здоровья. Очевидные фактические данные связаны с сексуальным насилием.

Плохое психическое здоровье связано также с быстрыми социальными изменениями, стрессовыми условиями на работе, гендерной дискриминацией, социальным отчуждением, нездоровым образом жизни, физическим нездоровьем, а также с нарушениями прав человека.

Существуют также особые психологические и личностные факторы, из-за которых люди становятся уязвимыми перед проблемами с психическим здоровьем. Биологические риски включают генетические факторы.

Укрепление и защита психического здоровья

Укрепление психического здоровья включает действия, которые укрепляют психологическое здоровье. Они могут включать создание окружающей среды, поддерживающией психическое здоровье.

Атмосфера, в которой обеспечены уважение и защита основных гражданских, политических, социально-экономических и культурных прав, является основой психического здоровья. При отсутствии безопасности и свободы, обеспечиваемых этими правами, поддерживать высокий уровень психического здоровья сложно.

Национальная политика в области охраны психического здоровья должна быть ориентирована на психические расстройства и на более широкие аспекты, способствующие укреплению психического здоровья.

Укрепление психического здоровья необходимо учитывать в стратегиях и программах.

Помимо сектора здравоохранения к решению этих вопросов необходимо привлекать такие сектора, как образование, трудоустройство, правосудие, транспорт, окружающая среда, жилищное строительство и социальное обеспечение.

Конкретные пути укрепления психического здоровья включают следующие:

  • мероприятия в раннем детстве (например, создание стабильной обстановки, отвечающей потребностям детей в плане здоровья и питания, обеспечивающей защиту от опасных факторов и возможности для раннего обучения и общения с другими на принципах отзывчивости, эмоциональной поддержки и стимулирующего воздействия на развитие);
  • поддержка детей (например, программы по приобретению навыков, программы по развитию детей и молодых людей);
  • предоставление социально-экономических возможностей женщинам (например, улучшение доступа к образованию и схемы микрокредитования);
  • социальная поддержка пожилых людей (например, инициатива по организации знакомств, местные дневные центры для престарелых людей);
  • программы, нацеленные на уязвимых людей, включая меньшинства, коренные народы, мигрантов и людей, пострадавших от конфликтов и стихийных бедствий (например, психосоциальные мероприятия после стихийных бедствий);
  • мероприятия по укреплению психического здоровья в школах (например, программы, поддерживающие экологические изменения в школах);
  • мероприятия по укреплению психического здоровья на рабочих местах (например, программы по профилактике стресса);
  • стратегии в области жилищных условий (например, улучшение жилищных условий);
  • программы по предотвращению насилия (например, ограничение доступа к алкоголю и оружию);
  • программы развития отдельных сообществ (например, инициативы «Сообщества, которые заботятся», комплексное сельское развитие);
  • уменьшение масштабов нищеты и социальная защита неимущих;
  • антидискриминационные законы и кампании;
  • укрепление прав и возможностей лиц с психическими расстройствами и заботы о них.

Уход и лечение в области психического здоровья

В контексте национальных усилий по разработке и осуществлению политики в области психического здоровья крайне важно не только защищать и укреплять психическое благополучие граждан, но также решать проблемы, связанные с потребностями лиц с определенными психическими расстройствами.

В течение минувшего десятилетия значительно улучшилось понимание того, что необходимо делать в отношении растущего бремени психических расстройств.

Растет объем информации, свидетельствующей о результативности и эффективности с экономической точки зрения важнейших мероприятий по приоритетным психическим расстройствам в странах с различными уровнями экономического развития.

К примерам таких действий, которые являются эффективными с экономической точки зрения, выполнимыми и доступными по стоимости, относятся:

  • лечение депрессии с помощью психотерапии и в случае депрессии средней или тяжелой степени антидепрессантами;
  • лечение психозов антипсихотическими средствами в сочетании с психосоциальной поддержкой;
  • налогообложение алкогольных напитков и ограничение их продажи и рекламы.

Кроме того, существует ряд эффективных мер для предотвращения самоубийств, предотвращения и лечения психических расстройств у детей, предотвращения и лечения деменции, а также лечения расстройств, вызванных употреблением психоактивных веществ.

В рамках Программы действий ВОЗ по ликвидации пробелов в области психического здоровья (mhGAP) разработаны основанные на фактических данных руководящие принципы для неспециалистов, с помощью которых они смогут выявлять и вести ряд приоритетных расстройств психического здоровья.

Деятельность ВОЗ

ВОЗ поддерживает правительства в их стремлениях укрепить психическое здоровье. ВОЗ анализирует фактические данные по укреплению психического здоровья и работает с правительствами с целью распространения этой информации и включения эффективных стратегий в политику и планы.

В 2013 году Всемирная ассамблея здравоохранения утвердила Комплексный план действий в области психического здоровья на период 2013-2020 годов. План отражает решимость всех государств-членов ВОЗ принять конкретные меры, направленные на укрепление психического здоровья, и содействовать достижению глобальных целей.

Важнейшая цель Плана действий состоит в том, чтобы укреплять психическое благополучие, предотвращать психические расстройства, обеспечивать медицинскую помощь, ускорять выздоровление, укреплять права человека и снижать смертность, заболеваемость и инвалидность лиц с психическими расстройствами. Этот план направлен на достижение 4 задач:

  • укреплять эффективное лидерство и руководство в области охраны психического здоровья;
  • обеспечивать на первичном уровне комплексную интегрированную и четко реагирующую на изменения медико-санитарную и социальную помощь;
  • осуществлять стратегии укрепления психического здоровья и профилактики в области психического здоровья; и
  • укреплять информационные системы, фактические данные и исследования в области психического здоровья.

Особое внимание в этом плане действий уделяется защите и укреплению прав человека, укреплению гражданского общества и наделению его полномочиями, а также центральному месту медицинской помощи на первичном уровне.

Для выполнения поставленных в плане задач План действий предлагает и требует неоднозначных действий со стороны правительств, международных партнеров и ВОЗ.

Министерствам здравоохранения необходимо будет принять на себя руководящую роль, а ВОЗ будет проводить работу с ними и с международными и национальными партнерами, включая гражданское общество, по осуществлению плана.

Поскольку нет таких действий, которые устраивали бы все страны, правительству каждой страны придется адаптировать План действий к своим конкретным национальным обстоятельствам.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *