Автотехническая экспертиза при дтп: что устанавливает комплексная независимая проверка состояния транспортных средств, образец ходатайства о назначении и проведении

В статье мы расскажем об автотехнической экспертизе при ДТП, разъясним правовые основы ее назначения, рассмотрим вопросы, которые решает экспертиза.

Автотехническая экспертиза при ДТП: что устанавливает комплексная независимая проверка состояния транспортных средств, образец ходатайства о назначении и проведении

  • Дорожно-транспортное происшествие по своей сути представляет собой сложное явление, протекающее при взаимодействии влияющих друг на друга факторов.
  • Чтобы понять и оценить влияние данных факторов, установить причинно-следственную связь между действиями участников ДТП и наступившими последствиями, необходимы специальные экспертные познания.
  • По этой причине, в ходе расследования и рассмотрении дел о дорожных происшествиях, назначаются и проводятся автотехнические экспертизы.

Задачи автотехнической экспертизы при ДТП

Главной задачей, которую призвана решать автотехническая экспертиза, является оказание экспертной помощи при расследовании причин и обстоятельств дорожно-транспортных происшествий.

Данный вид экспертизы позволяет дать ответ на совокупность вопросов, которые условно можно разделить на следующие категории :

    1. Вопросы, относящиеся к определению технических характеристик и параметров дорожной обстановки.
    2. Например, определение показателей сцепления дорожного покрытия, коэффициентов ускорения, торможения, сопротивления качению, траекторий, величин времени движения автомобилей до и после их столкновения и других физических показателей.
    3. Основная цель – определение исходных физических показателей и величин, необходимых для выполнения экспертного исследования.
    • Вопросы, касающиеся анализа действий водителей при управлении ими транспортными средствами.
    • Эксперт анализирует и дает оценку действиям водителей с точки зрения правильности и последовательности выполнения ими приемов управления транспортными средствами применительно к конкретной дорожной обстановке.
    • Основная цель — ответ на вопрос о степени соответствия действий участников ДТП – водителей транспортных средств, техническим требованиям ПДД РФ и приемам управления транспортными средствами и установления так называемой технической причинно-следственной связи между действиями водителей и наступившим авто происшествием.
    • В случаях, когда поведение водителей в ходе происшествия и сразу после него не соответствовало предписаниям, установленным ПДД РФ, перед экспертом следует поставить соответствующие вопросы.
    • Статьи в помощь:
    • Ответственность и наказание за оставление места ДТП
    • Порядок и последовательность действий водителя при оформлении ДТП
    • а) Вопросы, связанные с исследованием механизма происшествия и определения параметров движения транспортных средств на различных этапах (фазах) дорожно-транспортного происшествия.
    • Например, определение скорости и времени движения транспортного средства от момента его торможения до момента столкновения или наезда, расположения транспортных средств и пешеходов относительно друг друга в различные периоды происшествия.
    • Основная цель – ответ на вопрос о наличии (отсутствии) у водителей транспортных средств – участников происшествия, технической возможности избежать (предотвратить ) происшествие.
    • б) Вопросы, о так называемой «технической достоверности» показаний очевидцев и участников ДТП.
    • В ходе производства (рассмотрения) дел о дорожно-транспортных происшествиях должностные лица правоохранительных органов и суда сталкиваются с необходимостью анализа показаний свидетелей и участников происшествия на предмет их правдивости и фактической достоверности.
    • Часто показания участников происшествия и его очевидцев противоречат друг другу.
    • Должностные лица правоохранительных органов и суда, осуществляющие производство по делам о дорожно-транспортных происшествиях, не обладают специальными знаниями в технических вопросах и поэтому не способны оценить достоверность той или иной информации.
    • В таких случаях основной целью является ответ на вопросы о степени соответствия показаний конкретного лица, техническим данным, установленным и подтвержденным экспертизой.
    • Например, водитель автомобиля, допустивший наезд на пешехода, переходящего проезжую часть дороги вне пешеходного перехода, с целью избежать ответственности за совершенное правонарушение, в своих показаниях намеренно занижает величину скорости движения, с которой он двигался перед происшествием.
    • Зафиксированные на месте ДТП следы торможения автомобиля, при их анализе экспертом–автотехником, безошибочно и обоснованно изобличат недобросовестного водителя в недостоверности сообщенных им сведений о скорости движения.
    • Расчетная величина скорости движения автомобиля, полученная в ходе экспертного исследования, будет положена в основу обвинительного решения следователя (суда).

Назначение и проведение автотехнической экспертизы при ДТП

  1. Автотехническая экспертиза по делам о дорожных автоприсшествиях назначается как на стадии их расследования, при проведении дознания и предварительного следствия, так и при рассмотрении этих дел в судах.

  2. Правовые основы назначения и проведения автотехнических экспертиз при ДТП, регламентированы кодифицированным процессуальным законодательством соответствующих отраслей права – административным — КРФ об АП, уголовно- процессуальным — УПК РФ, гражданским процессуальным — ГПК РФ, арбитражным процессуальным — АПК РФ.

  3. Статьи в помощь:
  4. Как оспорить независимую экспертизу по ДТП
  5. Независимая экспертиза после ДТП

Рекомендации при назначении автотехнической экспертизы при ДТП

  • По общему правилу, проведение автотехнической экспертизы назначается по инициативе органов дознания, следствия, суда или по ходатайству участников происшествия и заинтересованных лиц.
  • В ходатайстве о назначении экспертизы приводятся доводы и основания, по которым сторона считает необходимым проведение экспертизы.
  • Также формулируются вопросы, которые заявитель просит поставить перед экспертом, указывается экспертное учреждение для проведения исследования.
  • К ходатайству могут быть предоставлены дополнительные материалы – фотографии, видеозаписи, ответы на запросы из государственных, муниципальных и иных органов, содержащие сведения, относящиеся к исследуемому происшествию.
  • Ходатайство подписывается заявителем или его представителем и подается должностному лицу для рассмотрения по существу.
  • При удовлетворении ходатайства назначается экспертиза.
  • Отказ в удовлетворении ходатайства может быть обжалован в предусмотренном законом порядке.
  • Назначение экспертизы сопровождается вынесением постановления (определения) о назначении автотехнической экспертизы.
  • Этот процессуальный документ, в числе прочего, содержит в себе совокупность исходных данных необходимых для экспертного исследования, к которым относятся:
  • сведения о дорожной обстановке (параметры дороги и ее элементов, вид и состояние дорожного покрытия, наличие и степени уклона, состояние видимости и др.);
  • сведения о техническом состоянии транспортных средств (степень работоспособности систем управления автомобилем, состояние и тип шин, осветительных приборов и пр.);
  • сведения о параметрах и расстояниях расположения транспортных средств, направление и скорость их движения, временные диапазоны движения пешехода, траектории движения автомобилей и пешеходов, расстояния от автомобиля до места столкновения (наезда) к моменту возникновения опасности, наличие и характеристики следов на месте происшествия и пр.
  1. Статьи в помощь:
  2. Схема ДТП
  3. Осмотр места происшествия при ДТП
  4. Протокол осмотра места ДТП образец
  5. Специфика дорожных происшествий, обусловленная составом его участников, определяет совокупность исходных данных для автотехнической экспертизы.
  6. Например, при расследовании обстоятельств происшествий, связанных с наездом на пешехода, в постановлении отражается возраст пешехода, его пол, темп и траектория его движения, относительно дороги и автомобиля.
  7. Заключение автотехнической экспертизы при наезде на пешехода читайте в статье, размещенной на сайте.
  8. Статья в помощь:
  9. Автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода
  10. При ознакомлении с постановлением о назначении автотехнической экспертизы предельно важно удостовериться в полноте и достоверности исходных данных.
  11. Если в постановлении о назначении экспертизы при описании обстоятельств происшествия отражена только одна из версий его участников, то и заключение эксперта будет носить односторонний характер.
  12. Искажение либо отсутствие какого-либо параметра ДТП, может стать основой для неверных выводов о причинах происшествия и повлечь за собой привлечение к ответственности невиновного лица.
  13. При выявлении несоответствий и ошибок в постановлении, необходимо добиться от должностного лица их исправления, либо отразить письменно свои замечания в постановлении об ознакомлении с назначением автотехнической экспертизы.
  14. При ознакомлении с постановлением следователя (дознавателя) о назначении автотехнического экспертного исследования не позволяйте ограничивать себя во времени.
  15. Процессуальное законодательство, регламентирующее порядок назначения экспертиз, не лимитирует во времени лиц, участвующих в деле при ознакомлении с материалами и процессуальными документами.
  16. Поэтому, при необходимости, не стесняйтесь напоминать служителям закона и представителям Фемиды об их обязанностях по соблюдению законных прав и интересов граждан, участвующих в производстве по делу.
  17. Требуйте от лица, производящего расследование, предоставления возможности для ознакомления со всеми материалами дела, содержащими сведения для автотехнического экспертного исследования.
  18. В виду высокой степени значимости автотехнической экспертизы при расследовании дел о ДТП и большого объема информации, касающейся обстоятельств происшествия, перед ознакомлением с постановлением о назначении экспертизы Вы должны знать содержание всех материалов дела, являющихся источником исходных данных, предоставляемых эксперту для исследования.
  19. Источниками сведений, которые необходимы для экспертного автотехнического исследования являются данные, содержащиеся в протоколе осмотра места происшествия, схеме места происшествия, в протоколах проверки технического состояния транспортных средств, участвующих в автотранспортном происшествии, в допросах (объяснениях) участников исследуемого события, в протоколах следственных экспериментов и проверки показаний, а также в других документах.
  20. Заявляя ходатайство о проведении автотехнической экспертизы, ответственно подходите к выбору экспертного учреждения.
  21. В настоящее время на рынке экспертных услуг появилось множество организаций и экспертов с различной организационно — правовой формой деятельности.
  22. Вместе с тем, соотношение количества экспертов значительно превышает уровень качества, оказываемых ими услуг.
  23. Основным критерием при выборе экспертной организации, является наличие в ее штате экспертов с длительным опытом работы и высоким уровнем квалификации.
  24. Практическую помощь в данном вопросе, на мой взгляд, могут оказать практикующие автоюристы и адвокаты, специализирующиеся по соответствующему профилю.
Читайте также:  Как вернуть деньги за страховку за машину: как расторгнуть договор ОСАГО и аннулировать полис на авто, в том числе электронный, и можно ли получить возврат премии?

Ознакомление с заключением автотехнической экспертизы

  • Основной целью рассматриваемой стадии является оценка заключения эксперта.
  • Само заключение состоит из вводной, исследовательской и заключительной частей, содержащей ответы на поставленные вопросы.
  • Вводная часть включает в себя сведения об эксперте, содержит информацию о разъяснении ему предусмотренной законом ответственности за дачу заведомо ложного заключения, исходные данные и формулировку вопросов, поставленных перед экспертом.
  • Исследовательская часть представляет собой развернутое и обоснованное аналитическое исследование, подтвержденное инженерными расчетами, основанными на положениях законов физики и теории устройства транспортных средств.
  • В этой части эксперт описывает алгоритм исследования и применяемые им методики, приводит данные выбираемые им из справочников, ГОСТов, технических условий.

Выбранные экспертом данные применяются в расчетах, которые являются основанием для ответов на поставленные дознавателем (следователем), судом вопросы. Указание на источник этих данных обязателен.

  1. Заключительная часть (выводы) представляет собой сформулированные на основании исследования развернутые ответы на поставленные перед экспертом вопросы.
  2. Таким образом, при ознакомлении с заключением эксперта проверяются соответствие исходных данных, указанных в постановлении о назначении автотехнической экспертизы, данным, применяемым экспертом при исследовании.
  3. Выясняется обоснованность применения экспертом величин выбираемых им самостоятельно из справочников и ГОСТов.
  4. При необходимости эксперт может быть допрошен по вопросам, связанным с проведенным им исследованием, вызван в судебное заседание для дачи разъяснения экспертного заключения.
  5. В заключение статьи считаю важным дополнить, что автотехническая экспертиза, при правильном подходе в ее организации и проведении, является наиболее эффективным способом установления истины по делу.

Автотехническая экспертиза

Проведение автотехнической экспертизы в случае дорожной аварии необходимо для установления всех причинно-следственных связей, послуживших ее причиной, а также для установления взаимодействий между непосредственными участниками аварии, которые привели к определенным последствиям (материальный и моральный ущерб, вред здоровью).

Само по себе дорожно-транспортное происшествие — довольно сложное явление, и установить все причинно-следственные связи, приведшие к нему, зачастую могут лишь специалисты с соответствующей квалификацией.

Автоэкспертизы используются для определения точных причин и обстоятельств аварии, для оценки полученного ущерба и для многих других целей. Ее назначают либо сами участники происшествия, либо страховая компания, либо суд, для выявления технического состояния транспортных средств, а также для установления обстоятельств происшествия и вины его участников.

Определение автотехнической экспертизы и ее виды

Автотехническая экспертиза является разновидностью инженерно-технических экспертиз, в ходе ее выявляются причины и точные обстоятельства произошедшего ДТП. Экспертиза учитывает и человеческий фактор (игнорирование Правил дорожного движения или банальная невнимательность), и многочисленные технические факторы (неисправность автомобилей, плохое состояние дороги, неблагоприятные погодные условия).

Назначение автотехнической экспертизы может быть очень разным, от установления виновников аварии до полного восстановления картины ДТП, с малейшими деталями. Чаще всего в практике используются следующие виды оценок:

  • Экспертиза общего технического состояния ТС. Цель проведения экспертизы — определение технического состояние транспортного средства после дорожной аварии, а также действий водителей и их реакций, которые предшествовали аварийной ситуации;
  • Трасологическая экспертиза ДТП. Исследует место происшествия, а именно тормозной путь транспортных средств, состояние дорожного покрытия, обстановку на дороге в момент аварии, траекторию движения автомобилей до столкновения и после. Цель — определение объективных причин аварии и ее субъективных предпосылок;
  • Автотовароведческая экспертиза. Исследует ТС на наличие как видимых, так и скрытых повреждений. Используется для определения точной величины нанесенного ущерба, для компенсационных выплат в рамках мировых соглашений или судебных постановлений;
  • Инженерно-психологическая экспертиза ДТП. Оценка состояния участника дорожного происшествия, анализ действий до момента столкновения автомобилей и определение возможности предотвращения этого столкновения. Целью такой экспертизы является определение виновности участника аварии в произошедшем ДТП. Результаты психологической экспертизы и оценки действий водителей могут быть использованы в суде;
  • Комплексная автотехническая экспертиза. Включает в себя сразу несколько видов автотранспортных экспертиз, что позволяет максимально точно воссоздать обстоятельства дорожно-транспортного происшествия.

Кто вправе проводить автотехническую экспертизу?

У кого можно заказать проведение автотранспортной экспертизы? Имеется ряд обязательных требований, которые позволяют организациям и частным оценщикам осуществлять этот вид деятельности:

  1. Специалист или оценочная организация должны иметь соответствующую аккредитацию и лицензию на подобную деятельность. Профессиональные оценщики обязаны иметь документальное подтверждение своей квалификации и персональный идентификатор специалиста соответствующего профиля;
  2. Оценку могут проводить только автотехники и инженеры с профильным образованием;
  3. Автотехническая экспертиза проводится только в тех СТО, которые не ремонтировали автомобиль после дорожной аварии. Это позволяет избежать заинтересованности в результатах экспертизы;
  4. Эксперты не должны сотрудничать со страховой фирмой или иметь иной интерес в результатах обследования автомобиля или обстоятельств ДТП.

Специалист, который проводит оценку, в обязательном порядке должен иметь лицензию Министерства юстиции и персональный идентификатор. Его обязанности подробно прописываются в соглашении на проведение автоэкспертизы, которое скрепляет своей подписью и заказчик.

  • Для проведения автоэкспертизы потребуется предоставить независимым оценщикам ряд документов и материалов, среди которых данные о марке и типе автомобиля, а также информация о техническом состоянии ТС, количестве пассажиров в момент столкновения и величине загрузки автомобиля.

Специалисты при составлении экспертного заключения будут использовать любые данные, которые имели отношение к ДТП, включая следы шин на дорожном полотне, состояние дороги и ее ширину, наличие характерных следов аварии на проезжей части и скорость автомобилей до момента столкновения.

Временные рамки проведения независимой экспертизы

Автотехническая экспертиза проводится после подачи соответствующего ходатайства от заинтересованного лица или организации (участник ДТП, суд, следователь, страховая фирма).

После удовлетворения этого ходатайства эксперт назначит место и время проведения автоэкспертизы. Крайних сроков этой процедуры закон не устанавливает, но на практике она занимает не так много времени.

Например, для полноценного осмотра и исследования транспортного средства специалисту понадобится не более 3 или 4 дней.

Срок выдачи экспертных оценок может сильно зависеть от загруженности организации, которая ее проводит, а также от ряда других важных обстоятельств:

  • техническое состояние автомобиля после аварии и факт проведения ремонтных работ уже после ДТП (в этом случае проведение экспертизы может быть существенно осложнено или полностью невозможно);
  • срок давности дорожно-транспортного происшествия;
  • необходимость использования сложных техник для установления определенных обстоятельств аварии;
  • загруженность организации, которая проводит экспертную оценку (если необходимо получить заключение специалиста как можно быстрее, то лучше всего обращаться к коммерческим организациям, а не к государственным).

Как выглядит экспертное заключение?

Заключение эксперта обязательно состоит из 3 основных частей — вводной, исследовательской и заключительной:

  • Вводная часть. В ней содержится информация об эксперте, проводившем исследование, исходные данные, переданные ему для работы, а также основные вопросы, на которые была призвана ответить экспертиза. Здесь же говорится и об ответственности, положенная экспертам за дачу ложных показаний;
  • Исследовательская часть. Подробное аналитическое исследование обстоятельств ДТП или других задач, которые ставились перед экспертом. Все исследования должны быть основаны на приведенных тут же инженерных расчетах, опирающихся на физические законы и теорию технического устройства автомобилей и иных транспортных средств. От качества подачи информации, занесенной в исследовательскую часть, во многом зависит репутация технического специалиста и итог судебного разбирательства. Поэтому здесь приводятся конкретные алгоритмы исследования, применяемые методы работы и информация об использованных ГОСТах и прочих нормативно-технических документах. Все эти расчеты являются основой для ответов на вопросы, поставленные перед экспертизой;
  • Заключительная часть. Полные и развернутые ответы на вопросы, составленные на основании расчетов, представленных в исследовательской части.
Читайте также:  Бывший муж угрожает расправой: что делать, в том числе если он оскорбляет или преследует вас, какое наказание предусмотрено, как призвать к ответу?

После предоставления экспертного заключения суду им будет обязательно проверено, соответствует ли заключительная часть исходным данным, указанным во вводной части, и конкретным результатам исследования из основной части заключения.

Если у суда возникнут вопросы к эксперту, то последний может быть вызван на заседание для дачи показаний или разъяснения своего заключения.

Примерная стоимость экспертизы

Федеральные законы РФ не устанавливают, кто именно должен оплачивать услуги автоэкспертизы, но обычно это делает виновник ДТП (тем более в случае, если это делается в рамках судебного разбирательства). Но это может сделать и пострадавшая сторона, при этом потребовать возложить расходы на проведение экспертизы на виновника аварии, если судебный иск будет выигран. То же правило действует и в отношении повторных экспертиз, если они требуются.

Стоимость услуг по выдаче заключений в рамках автоэкспертизы также не регулируется законом, но в коммерческих организациях за это придется отдать сумму от 2500 рублей и более. Сложные экспертизы могут стоить заказчику и несколько десятков тысяч рублей. Все зависит от ценника оценочной организации, на который в первую очередь влияет объем проведенных работ и их сложность.

Образец ходатайства о назначении автотехнической судебной экспертизы по уголовному делу (ч. 3 ст. 264 УК РФ)

В Никулинский районный суд города Москвы 

от адвоката адвокатской конторы № 23 «Бутырская» 

Московской городской коллегии адвокатов  

зарегистрирован в реестре № 77/11184  

обвиняемой по признакам преступления  

предусмотренной ч.3 ст. 264 УК РФ 

     о назначении автотехнической судебной экспертизы 

В производстве Никулинского районного суда г. Москвы имеется уголовное дело № ………, по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст. 264 УК РФ, возбужденное в отношении Д………. 

К материалам уголовного дела в ходе предварительного следствия было приобщено заключение автотехнического исследования от …….. 2015 года (том 1, л.д. 87-93), которое противоречит обвинению, однако следователем автотехническая экспертиза не проводилась.  

С целью установления фактических обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, основанных на объективных и научно обоснованных данных, а не на субъективных (протоколы допросов свидетелей, осмотр видеозаписи ДТП и т.д.), по данному уголовному делу необходимо назначить автотехническую судебную экспертизу. На разрешение которой поставить перед экспертом следующие вопросы:     

  1. Определить механизм ДТП, и в том числе угол столкновения ТС и расположение ТС в момент столкновения относительно границ проезжей части. 

  1. Где располагалось место столкновения относительно границ проезжей части? 

  1. На каком расстоянии находился мотоцикл от автомобиля в момент начала маневра автомобиля вправо?   

  1. Имел ли техническую возможность водитель мотоцикла избежать столкновения путем применения мер экстренного торможения без применения маневра? 

  1. При соблюдении водителем мотоцикла скоростного режима (60 км/ч) и в момент возникновения опасности (начало маневра автомобиля) пересекались ли траектории движения автомобиля и мотоцикла, т.е. успел бы автомобиль выйти из динамического коридора движения мотоцикла? 

  1. Имеются ли нарушения ПДД у водителя мотоцикла и находятся ли они в прямой причинно-следственной связи с ДТП? 

Для всестороннего рассмотрения и установления истины по делу, а также соблюдения прав на защиту, считаю, проведение автотехнической судебной экспертизы по данному уголовному производству обязательной.      

 Поэтому, учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 283 УПК РФ, 

1. Назначить по данному уголовному делу автотехническую судебную экспертизу. 

2. Поручить проведение данный экспертизы ФБУ РФЦСЭ при Министерстве юстиции РФ, расположенной по адресу: 109028, г. Москва, Хохловский переулок, стр. 2 

Адвокат _____________/Кусаев А.Н./ 

Автотехническая экспертиза по делам, связанным с дорожно-транспортными происшествиями

В статье раскрыто понятие автотехническиой экспертизы, основные виды, процедура назначения в судебном процессе. Проанализировано заключение эксперта, требования к содержанию заключения эксперта и его влияние на исход дела в суде. Рассмотрен пример назначения автотехнической экспертизы.

Судебная экспертиза назначается в тех случаях, когда в процессе производства по делу возникает необходимость в использовании специальных знаний. Законодатель не дает определения понятия «специальные знания».

Сущность экспертизы состоит в анализе сведущим лицом — экспертом предоставляемых в его распоряжение материальных объектов экспертизы (вещественных доказательств), а также различных документов в целях установления фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Возможность назначения судебной экспертизы предусмотрена в арбитражном (ст. 82 АПК РФ), гражданском (ст. 79 ГПК РФ), уголовном (ст. 195 УПК РФ) процессах, производстве по делам об административных правонарушениях (ст. 26.4 КоАП РФ).

В этой связи судебная экспертиза нередко назначается по уголовным делам, возбужденным по факту совершения дорожно-транспортного происшествия; при рассмотрении гражданских дел о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП; в процессе производства по делам об административных правонарушениях, явившихся причиной происшествия.

Признав необходимым производство экспертизы, судья выносит определение о назначении экспертизы, служащее процессуальным основанием для ее проведения.

В резолютивной части определения указывается род или вид экспертизы, формулируются вопросы, выносимые на разрешение эксперта, назначается эксперт или определяется экспертное учреждение, сотрудникам которого поручено производство экспертизы.Наибольшее значение имеет правильная формулировка в определении вопросов, выносимых на разрешение эксперта.

Они должны быть конкретными, четкими и ясными, не допускающими двоякого толкования. Если вопросы взаимосвязаны, они задаются в логической последовательности. Вопросы, поставленные перед экспертом, не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.

Является допустимым, чтобы судья, вынося определение и формулируя соответствующие вопросы, консультировались с экспертом или специалистом.В резолютивной части определения приводится также перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.

Такими материалами являются объекты экспертного исследования, образцы, необходимые для проведения сравнительных исследований, протоколы и другие документы, содержащие сведения, необходимые эксперту для производства исследований и дачи заключения.

Процесс производства экспертизы заканчивается оформлением исследования в виде заключения эксперта, которое является источником доказательств по делу, а содержащиеся в нем фактические данные — доказательствами. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени.

Законодатель сформулировал требования к содержанию заключения эксперта, но и здесь перечень сведений, которые должны содержаться в заключении, не исчерпывающий.На практике такой документ состоит из трех частей.

Во вводной части содержатся сведения: о лице, производившем экспертизу, его экспертной квалификации, стаже работы, наименовании экспертного учреждения, роде и виде произведенной экспертизы; о лице, назначившем экспертизу, основаниях для назначения экспертизы; краткое описание обстоятельств дела, имеющих отношение к исследованию, перечисляются вопросы, вынесенные на разрешение эксперта. В исследовательской части заключения описываются представленные на экспертизу объекты и сравнительные образцы, излагается процесс исследования с описанием его методики, дается научное объяснение выявленных диагностических и идентификационных признаков. Если экспертиза была комплексной или в ходе ее выполнялись комплексные исследования, исследовательская часть завершается синтезирующей частью, где эксперты, являющиеся специалистами в разных родах или методах экспертизы, обобщают раздельно полученную информацию для формулирования общего ответа на поставленные вопросы. В последней части заключения излагаются выводы (даются ответы на вопросы, поставленные на разрешение экспертизы). При невозможности решения какого-либо вопроса эксперт должен в исследовательской части заключения указать причины отказа.Выводы экспертизы могут быть категорическими (положительными и отрицательными) и вероятными, т.е. предположительными. Часто причинами вероятных выводов являются нечеткие следы, недостаточное количество сравнительных материалов, неразработанность методики экспертного исследования. Заключение с категорическими выводами служит источником доказательств, а изложенные в нем фактические данные являются доказательствами. Вероятное заключение не может быть таким источником, а лишь позволяет получить ориентирующую, поисковую информацию.Но и вероятные выводы ни в коем случае не должны игнорироваться судом, поскольку они не исключают существования альтернативных вариантов по делу.Если в ходе производства экспертизы экспертом установлены факты, имеющие значение для дела, но в отношении которых ему не были заданы вопросы, он вправе указать на эти факты в выводах. Экспертное заключение может быть иллюстрировано фотоснимками, схемами, диаграммами, чертежами и другими наглядными материалами. Текст заключения и иллюстративные материалы подписываются экспертом, выполнившим исследование.Заключение эксперта не обладает преимуществами перед другими источниками доказательств и не обязательно для суда (судьи), следователя, должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении.В процессе рассмотрения дел, связанных с нарушением правил безопасности дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств, иных норм и правил в области дорожного движения, нередко назначаются такие экспертизы, как автотехническая (дорожно-транспортная), веществ и материалов, лакокрасочных материалов и покрытий, металловедческая, трасологическая, электротехническая. Кратко рассмотрим автотехнической экспертизы, ее объекты, возможности, разрешаемые ими вопросы.

Читайте также:  Как получить страховку после дтп: что делать пострадавшему в след за оформлением в гаи, в какой срок будут выплаты, а также пакет документов в компанию для осаго

Автотехническая экспертиза производится для установления технического состояния транспортных средств, дорог и их обустройства, дорожных знаков, дорожной разметки, механизма ДТП, психофизиологического состояния водителя и участников ДТП. Автотехническая экспертиза подразделяется на несколько видов.

Автотехнической экспертизой технического состояния транспортных средств разрешаются следующие вопросы:

1) каково техническое состояние автотранспортного средства, его узлов, деталей, механизмов, соответствует ли оно техническим нормам и иным требованиям безопасности движения и эксплуатации транспорта;

2) исправно ли данное автотранспортное средство (механизм, узел, деталь), если нет, то в чем заключается неисправность; когда она возникла;3) повлияла ли данная неисправность на возникновение и развитие ДТП, если да, то каким образом; каково влияние неисправности на управляемость транспортного средства;4) находится ли событие ДТП (столкновение, наезд и пр.) в причинно-следственной связи с данной технической неисправностью;5) была ли техническая возможность предотвращения ДТП при том техническом состоянии транспортного средства, в котором автомобиль находился в момент происшествия;6) была ли возможность установления неисправности автотранспортного средства, повлекшего ДТП, водителем, лицами, ответственными за выпуск автомобиля в рейс;7) какие обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства, способствовали или могли способствовать совершению ДТП;8) какой ремонт должен быть произведен для восстановления поврежденного транспортного средства; каково качество произведенного ремонта автомашины; каков размер материального ущерба, причиненного автомобилю в результате происшествия (комплексно с товароведческой экспертизой).Ряд вопросов этого рода автотехнической экспертизы решаются комплексно с участием эксперта-металловеда:1) вследствие чего произошел излом: удар, усталость металла, дефект изготовления;2) есть ли дефекты в данных узлах или деталях автотранспортного средства;3) соответствует ли материал детали проектно-расчетным и техническим нормам;4) как происходила коррозия металла деталей транспортного средства (равномерно, давно, недавно).Автотехнической экспертизой механизма ДТП решаются следующие вопросы:1) каковы траектории (направления движения) и характер движения транспортных средств и других причастных к ДТП объектов (в том числе пешеходов) до удара (опрокидывания транспортного средства);2) каков механизм развития ДТП от начальной до конечной фазы; какова техническая характеристика каждой из фаз происшествия: начальной, кульминационной, финальной, конечной; 3) за какое время транспортное средство могло преодолеть данный отрезок пути; какова была скорость движения транспортного средства до столкновения (наезда); какова величина тормозного, остановочного пути;4) имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП в данный момент времени; до какого момента у него была эта возможность; как должен был действовать водитель в данной ситуации в соответствии с Правилами дорожного движения, чтобы иметь возможность вовремя остановить транспортное средство; какие пункты Правил дорожного движения нарушены. Существовала ли причинная связь между этими нарушениями и фактом совершения ДТП;5) где находилось место столкновения транспортных средств (место наезда на пешехода, место, где транспортные средства вошли в соприкосновение);6) каково было взаимное расположение транспортных средств по отношению друг к другу (к преграде, расположение транспортного средства и пешехода) в момент удара и в другие моменты ДТП.Автотехнической экспертизой технического состояния дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке ДТП разрешаются следующие вопросы:1) какова обстановка на месте ДТП: состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, территорий за пределами дороги; каковы параметры и коэффициенты, характеризующие движение транспортных средств и иных объектов на месте ДТП; имелись ли на месте ДТП уклоны дороги в продольном и поперечном направлениях;2) каковы условия видимости и обзорности с места водителя с учетом данных о дорожной обстановке, объектах, ограничивающих видимость и обзорность в тот момент времени, роста водителя и других его индивидуальных особенностей;3) была ли техническая возможность предотвратить ДТП с учетом состояния дороги, ее обустройства (светофоры, дорожные знаки и пр.) и других особенностей;4) какие обстоятельства, связанные с состоянием дорожной обстановки, способствовали совершению ДТП (в том числе отсутствие дорожных знаков, их неправильное расположение и др.).Комплексной медицинской, психологической и автотехнической экспертизой психофизиологического состояния водителя и других участников ДТП разрешаются следующие вопросы:1) мог ли водитель правильно воспринять создавшуюся непосредственно перед ДТП дорожную ситуацию и своевременно и правильно ее оценить;2) каково время реакции водителя на появление помехи в данной ситуации;3) мог ли данный водитель в заданной ситуации выполнить в заданный отрезок времени действия, которые необходимо было совершить для предотвращения ДТП; мог ли водитель предотвратить ДТП.Объектами автотехнической экспертизы могут быть как само место ДТП, так и транспортные средства и их части (узлы, детали, обломки): автомобили, мотоциклы, мотороллеры, велосипеды, мопеды, автобусы, троллейбусы, трамваи, тракторы, иные самоходные механизмы.Результативность автотехнической экспертизы определяется качеством и полнотой представляемых эксперту материалов, к которым относятся протоколы осмотров места ДТП, подробно иллюстрированные фототаблицами, чертежами, схемами, а также ряд иных сведений. К ним относятся информация: о состоянии проезжей части дороги, ширине и типе покрытия, наличии тротуаров, обочин, кюветов, наличии и величине ям, выбоин, уклонов и пр.; о техническом состоянии и типе транспортного средства, его загруженности, координатах места ДТП, длине следов колес и их характере; о положении транспортных средств относительно друг друга; о контактировавших частях транспортных средств; о погодных условиях, видимости и обзорности дороги с места водителя; о применении водителем экстренного торможения; о расстоянии, пройденном транспортным средством после появления помехи, в том числе в заторможенном состоянии; о наличии или отсутствии обозначенного пешеходного перехода в зоне видимости водителем участка ДТП; о расстоянии, пройденном пешеходом по проезжей части до места наезда; о сведениях, какой частью транспортного средства был сбит пешеход или нанесен удар другому транспортному средству; о действиях пешехода перед его выходом на проезжую часть (стоял, двигался в том же направлении, резко изменил направление движения).Рассмотрим пример назначения автотехнической экспертизы. Водитель А., управляя автомобилем «ВАЗ-2106», на нерегулируемом перекрестке в результате несвоевременного торможения столкнулся с автомобилем «ВАЗ-2109» водителя Ф., двигающегося справа. В результате осмотра места происшествия сотрудники ГИБДД установили, что видимость автомобиля «ВАЗ-2109» водителем А. была ограничена в условиях сумерек, когда было совершено ДТП, разросшимися кронами лип на перекрестке. Однако в материалах производства по делу было указано, что А., увидев автомобиль Ф., не начал своевременного торможения, поэтому Ф. обратился с исковым заявлением в суд о возмещении ущерба.

В суде А. утверждал, что начал торможение, как только увидел автомобиль Ф., и ходатайствовал о назначении автотехнической экспертизы, на разрешение которой предлагал вынести вопрос: мог ли А.

провести полное торможение автомобиля с места, где он заметил автомобиль Ф.? Эксперт пришел к заключению, что полная остановка автомобиля была невозможна. Ущерб водителю Ф.

был возмещен организацией, занимавшейся озеленением, сотрудники которой нарушили соответствующие нормы содержания зеленых насаждений.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *